ФЭНДОМ

Мезозавры - отряд анапсид, живший в пермском периоде.

Ареал охватывал территорию нынешней Южной Америки и ЮАР.

Систематика Править

Положение мезозавров было пересмотрено несколько раз. Жак Готье поместил их в группу парарептилий вне обычных рептилий. Класс рептилий он считал главной группой.

Второй анализ Лаурина и Рейсза 1995 года опирался на теорию Готье о главенстве рептилий. Они поместили мезозавров тоже вне класса рептилий, однако поместили их в группу "завропсиды":

Amniota

Synapsida

 Завропсиды 

MESOSAURIDAE

 Рептилии 
 Анапсиды 

Миллериттиды

 Проколофонии 

Парейазавры

Тестудиноморфы

Проколофониды

Testudines

Таким образом, группа мезозавров не позволяла группе завропсидов быть чисто рептилиями.

Более подробные исследования, например, Модеста (1999 год) подтверждают теорию Готье о принадлежности мезозавров к парарептилиям, однако они следуют ещё и кладограмме Лаурина и Рейсза, в которой парарептилии - обычные пресмыкающиеся.

На данный момент мезозавры являются группой парарептилий в составе класса рептилии.

Также, благодаря кладограмме Лаурина и Рейсза, считается, что завропсиды - общий предок мезозавров, диапсидов и тестудинов. Следовательно, мезозавры должны быть включены и во все клады, что и последние две группы.

Также считалось, что мезозавры - прямые предки ихтиозавров, однако исследования Ф.Гюне опровергло это предположение.

В 2012 году выяснилось, что мезозавры имеют височные впадины, которые ранее встречались только у диапсидов и синапсидов. К тому же череп мезозавров имеет немного общего с синапсидами: отсутствуют вторые височные впадины диаспидов, однако подобные характеристики найдены только у рода "мезозавр", хотя не исключено, что и у остальных родов находились такие же отверстия.

Наличие или отсутствие височной впадины является важным аргументом для классификации мезозавров, поскольку все группы - синапсиды, анапсиды и диапсиды были названы по количеству этих впадин: диапсиды имели две впадины, у синапсидов впадины срастались, а у анапсидов была лишь одна височная впадина. Традиционно мезозавров относят к последней группе.

Тем не менее, наличие впадин у амноит является изменчивым признаком до открытия таковых у мезозавров. Подобными отверстиями обладают ещё анапсиды канделария, болозавр и иантанозухоид. Кроме того, анапсиды редко употребляются в современных кладах как таксономическая группа.

Мезозавры являются важнейшими существами в понимании развития амноит. Если верить Рейсзу, то они являются базальными завропсидами, и эта височная впадина является признаком примитивных амноит, доставшейся им от общего предка.

Однако, вероятна и другая версия происхождения этих височных впадин. Согласно ей, у мезозавров, синапсидов, некоторых парарептилий и диапсидов она развивалась самостоятельно. И отсутствие этих впадин наоборот является признаком примитивных амноит, а у базальных парарептилий наличие нижних височных впадин является уникальным их признаком.

Описание Править

Мезозавр4.

Мезозавры - водные животные, однако у них сохранились пальцы с перепонками. Долгое время считалось, что они жили на мелководьях, однако недавние исследования показывают, что некоторые рода мезозавров жили в гиперсолёной воде, близкой к водам Красного моря. Изучение пропорций тела позволило предположить, что часть времени взрослые особи могли проводить на суше, а молодняк почти всё время находился под водой. Это подтверждается нахождением некоторых останков на суше, однако неизвестно, как они могли себя чувствовать на побережьях. Ясно только одно: строение тела не позволяло им быть быстрыми наземными хищниками.

Недавно обнаруженные эмбрионы мезозавров показали, что пахиостоз ребер был ещё до рождения. Скорее всего, мезозавры могли плавать почти с рождения, а оптимальной скоростью плавания было от 0,15 до 0,86 м/с.

Репродукция у мезозавров несколько не определена. Они скорее всего были живородящими, но и признаков этого пока не нашли.

Известен рацион мезозавров: это были пигоцефаловые ракообразные, хотя незначительную часть могли составлять падаль и, как ни странно, представители собственных видов.

Виды Править

  • Род "Бразилозавр"
    • Brazilosaurus sanpauloensis Shikama & Ozaki, 1966
      Мезозавр 3
  • Род "Мезозавр"
    • Mesosaurus tenuidens Gervais, 1865
    • Mesosaurus pleurogaster Seeley, 1892 (nomen dubium)
  • Род "Стереостернум"
    • Stereosternum tumidum Cope, 1885 (в оригинале Mesosaurus tumidus (Cope, 1885))

Синонимы Править

  • Mesosauri, orth. var.
  • Proganosauria Baur, 1887(Проганозавры)

Источники Править