Меловой период
Меловой период.jpg
Поздний меловой период
Информация
Эра Мезозойская
Начало 145 млн лет назад
Конец 65 млн лет назад
Климат Буйная растительность, влажный климат, тёплые океаны, в австралии начинались полярные зимы
Характерная фауна Динозавры
Птерозавры
Плезиозавры
Мозазавры
Моллюски
Характерная флора Голосеменные, покрытосемянные
События Мел-палеогеновое вымирание (65 млн)
Появление цветковых

Меловой период (в отложениях этого периода обилие писчего мела) — третий и последний период мезозойской эры.

На геохронологической шкале

Меловой период - последний период мезозоя, которому предшествовал юрский период. Делится на две эпохи и 12 веков:

  • Ранний мел делится на берриасский, валанжинский, готеривский, барремский, аптский и альбский века.
  • Поздний мел делится на сеноманский, туронский, коньякский, сантонский, кампанский и маастрихсткий века.

Климат

Панцирные анкилозавры и рогатые цератопсы являются одними из самых распространенных групп растительноядных динозавров мела.

70 миллионов лет назад Земля охлаждалась. На полюсах сформировались ледяные шапки. Зимы становились суровее. Температура падала местами ниже +4 градусов. Для динозавров мелового периода этот перепад был резким и весьма ощутимым.                                                                                                                                             Такие колебания температуры были вызваны расколом Пангеи, а затем Гондваны и Лавразии. Уровень моря  поднялся и опустился. Струйные течения в атмосфере изменились, вследствие чего изменились и течения в океане.

В конце мелового периода температура стала резко подниматься. Существует гипотеза, согласно которой причиной этих изменений являлись океаны: вместо того, чтобы поглощать тепло они, возможно, отражали его обратно — в атмосферу. Тем самым они вызвали парниковый эффект.

Флора

Во второй половине раннего мела, появляются покрытосеменные (цветковые) растения, произошедшие скорее всего от беннеттитовых. К началу позднего мела они получили уже достаточно широкое распространение. Эволюция покрытосеменных тесно связана с насекомыми, играющими важную роль в опылении растений. Угленакопление сравнимо с позднетриасовым. Всюду зеленели рощи магнолий, буков, дубов. Но травы до сих пор не было.

С мела достоверно существуют диатомовые водоросли. Панцири диатомовых водорослей имеют кремневый скелет и входят в состав кремневых илов, из которых в дальнейшем образуются опоки, диатомиты, трепела и т.д.

Фауна

В меловой период был достигнут максимум биоразнообразия в мезозое (только в морской биоте 600 семейств), намного превысивший девонский максимум палеозоя (450 семейств).

Морская фауна

Главными морскими хищниками были рептилии. В раннем меловом периоде царствовали плиозавры (кронозавр, долихоринхопс). Во времена позднего мела царствовала новая группа ящеров - мозазавры (мозазавр, тилозавр, клидаст). Так же стоит отметить огромную черепаху архелона и длинношеего эласмозавра.

Позвоночные представлены рыбами, испытавшими новый расцвет на фоне явного преобладания костистых, а также несколькими группами морских пресмыкающихся (ихтиозавры, плезиозавры, плиозавры и мозазавры), последние — гигантские крокодилоподобные животные с ластоподобными конечностями и крупной головой.

Появились первые морские птицы - пингвиноподобные гесперорнисообразные (гесперорнис, бапторнис) и похожие на чаек ихтиорнисы.

Очень велико было разнообразие морских беспозвоночных. Как и в юрском периоде, в морских бассейнах продолжали существовать шести- и восьмилучевые кораллы, мщанки, брахиоподы, морские ежи, различные моллюски, в том числе коралловидные двустворки (рудисты), своеобразные брюхоногие моллюски(неринеиды), головоногие моллюски (белемниты и аммониты), появились и испытали расцвет аммониты с уклоняющейся формой раковины (гетероморфы). В морях всё ещё попадались ортоцератиты — реликты давно прошедшей палеозойской эры. Небольшие раковины этих прямораковинных головоногих встречаются на Кавказе.

Помимо беспозвоночных существует много микроорганизмов. Происходит становление и бурное развитие планктонных фораминифер (глобигериниды), разнообразны остракоды — раковинные рачки. Раковинки планктонных глобигеринид имеют известковый состав и являются составной частью органогенных карбонатных илов.

Сухопутная фауна

Меловой период дино.jpg

На суше продолжается расцвет наземных и летающих пресмыкающихся. Среди наземных рептилий широко представлены динозавры — как хищные двуногие ящеротазовые (американские тираннозавры, монгольские тарбозавры и оперенные страусоподобные целурозавры), так и растительноядные птицетазовые (четвероногие стегозавры, анкилозавры, цератопсы и двуногие игуанодоны и утконосые).

Поражали своим многообразием форм и другие динозавры мелового периода. Это и огромные тероподы (тираннозавр, спинозавр, кархародонтозавр, гиганотозавр), и мелкие хищники (микрораптор, велоцираптор, овираптор), и растительноядные тероподы (теризинозавр, инцизивозавр), и быстроногие орнитомимиды (орнитомим, дейнохейр), и огромные титанозавриды (титанозавр, брухаткайозавр, аргентинозавр), и гадрозавриды (гадрозавр, паразауролоф, эдмонтозавр, циньтаозавр), и цератопсы (трицератопс, стиракозавр, торозавр, пентацератопс), и пахицефалозавриды (пахицефалозавр, стигимолох), и анкилозавры (анкилозавр, малеев, эуплоцефал). В раннем меловом периоде жили остатки юрских титанов - стегозавры (вуерхозавр), дикреозавриды (амаргозавр, дикреозавр), брахиозавриды (завропосейдон).

Птерозавры-птеродактилоиды вытеснили своих длиннохвостых собратьев и достигли внушительных размеров (кетцалькоатль, аэротитан, гатцегоптерикс). Из других птерозавров следует отметить птеродаустро, джунгариптера, никтозавра и птеранодона.

Так же появились веерохвостые птицы - конфуциорнис, лонгиптерикс, иберомезорнис.

В реках доминировали гигантские и причудливые крокодилы - саркозух, капрозух, дейнозух.

Появились современные ящерицы и змеи (динилизия). В меловом периоде плацентарные млекопитающие разделились на несколько групп: копытных, насекомоядных, хищников и приматов.

В раннем меле вымерли темноспондильные амфибии, их последний вид - кулазух из Австралии.

Из насекомых преобладали опылители.

В мелу появились первые плацентарные млекопитающие (насекомоядные, древние копытные — кондилартры, первые приматы, возможно, кошкоподобные хищные и др.).

Мел-палеогеновое вымирание

В конце мелового периода произошло массовое вымирание многих групп животных и растений. В морских бассейнах исчезли аммоноидеи (до минимума сократились белемниты), ихтиозавры, завроптеригии, на суше — динозавры и освоившие воздух птерозавры и т.д. Полностью вымерли характерные для мезозоя беннеттитовые, кейтониевые, лептостробовые (голосеменные растения); в других группах резко, до 30—50 %, сократилась численность.

Этот глобальный экологический кризис, имел меньший масштаб, чем пермо-триасовый. Однако подчеркивающие его биомаркеры — динозавры, птерозавры, ихтиозавры, аммониты, белемниты — эмоционально усиливают эффект массового вымирания.

Галерея