Вымершие животные вики
Advertisement

Микроурания (лат. Microurania) — род некрупных синапсид пермского периода из Ишеевского комплекса фауны.

Описание[]

В роде два вида — M. minima Ivachnenko, 1995 и M. mikia Ivachnenko, 2003. Оба синапсида некрупные, череп достигал в длину всего 5 см.

Череп имеет сходство с таковым у эотитанозухид, черепная крышка имеет минимально развитый пахиостоз. Морда высокая. Поверхность покровных костей усеяна округлыми ямками.

Зубной аппарат необычен, захватывающе-давящего типа. Предклыковые зубы имеют уплощённые пятки. Третий верхнечелюстной и четвёртый нижнечелюстной зубы увеличины в размерах, имеют округлую клыкообразную форму. Также присутствует хорошо развитые цингулюм и продольные гребни без режущего каната. Предклыковые зубы имеют расширенное основание и сильноразвитые пятки. Заклыковые зубы массивные и широкие. Посткраниальный скелет неизвестен.

Виды[]

Прорисовка черепа M. minima из месторождения Кичкасс

Microurania minima Ivachnenko, 1995 — типовый вид из средней перми. Описан Ивахненко по частичному черепу из месторождения Кичкасс, Переволоцкий район, Оренбургская область. Нижняя челюсть имеет три плоских резца, имеющих почти одинаковый размер. Пятки резцов плоские, сильно развиты и почти горизонтальны. Нижнечелюстной клык цилиндрической формы в нижней трети, слегка уплощён с боков. Далее утончается и загибается назад. Боковых кантов нет. Внутренняя поверхность коронки клыка имеет многочисленные тонкие варикозные гребешки.

Прорисовка передней части нижней челюсти M. mikia

Microurania mikia Ivachnenko, 2003 — вид из средней перми месторождения Воздвиженка, Асекеевский район, Оренбургская область. Нижняя челюсть несёт три высоких резца, при этом первый резец превышает остальных по размерам в два раза. Нижнечелюстной клык в нижней части цилиндрический, слегка уплощён с боков, верхняя половина утонщается и загибается назад. В месте перегиба находится небольшой, прерванный на внутренней поверхности зуба цингулюм. Боковые края вершины клыка имеют тонкие передние и задние канты, в основании которых находится два-три бугорка.

Палеоэкология[]

Микроурании были некрупными животными, питавшимися насекомыми, но не исключена и всеядность с уклоном в жёсткую растительность. Жили семьями в норах.

Источник[]

Advertisement