ФЭНДОМ

Мононик (лат. Mononykus olecranus) — небольшой оперённый динозавр, обитавший на территории нынешней Азии во время мелового периода 70 млн лет назад.

История находки Править

Mononikus
Ископаемые останки этого маленького динозавра были обнаружены в результате раскопок в провинции Немегт, Монголия. В 1993 году вид был описан Джеймсом Кларком, Марком Норрелом и др. палеонтологами как Mononychus, но позже, в том же году он был переименован в Mononykus olecranus, потому что первоначальное название уже использовалось для наименования жука. Название происходит от др.-греч. μόνος — «один» и ὄνυξ, ὄνυχος — «коготь».

Мононик представлен единственным голотипом — образец IGM N107 / 6. Этот образец состоит из частичного скелета у которого отсутствует хвост и присутствуют лишь небольшие фрагменты костей черепа. Несколько других экземпляров были впоследствии неправильно классифицированы в качестве мононика, в том числе образцы с частичными хвостами (изначально неверно истолкованы как очень короткие, хотя более поздние образцы показали, что они были длинные и тонкие) и образцами черепов, которые показывает в основном беззубую форму. Тем не менее, эти образцы были впоследствии реклассифицированы в новый род шувууйя (Shuvuuia).

Описание Править

Monovuuia shuvonykus by scotthartman-d8xnjw8
Мононик был маленьким динозавром, достигавшим всего 1 метр (3,3 фута) в длину.[2] Он передвигался на двух ногах, вероятно был очень ловким и мог развивать большую скорость, что было полезно в открытых поймах, где он жил. Он имел маленький череп, его зубы были мелкие и заостренные, предполагая, что он ел насекомых и мелких животных, таких как ящерицы и млекопитающие. Ее большие глаза, возможно позволяли охотиться ночью, когда климат был холоднее и было меньше хищников. Мононик был членом семьи альваресзаврид и как его родственники, имел очень короткие предплечья с одним большим, примерно 7,5 см (3,0 дюйма) когтем. Остальные две фаланги исчезли (однако у родственного Shuvuuia, было два рудиментарных пальца, наряду с одной большой клешней). Цель этого узкоспециализированого оружия все еще остается загадкой, но некоторые ученые предполагают, что они использовались для взламывания насыпей термитов (как это делают современные муравьеды), что говорит о том , что они питались в основном насекомыми. Мононик обычно реконструируется с перьевым покрытием, это подтверждается наличием ископаемых следов перьев у Shuvuuia, доказывая, что альваресзавриды имели перьевые или пушистые покровы.

В культуре Править

Источники Править

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Mononykus

Галерея Править