ФЭНДОМ

Неоазафус Ковалевского, в России чаще называниемый азафус Ковалевского, также Неоазафус (Азафус) ковалевский - один из самых известных видов трилобитов. Распросранён в азериском горизонете, дубовикской свите, слоях с Asaphus intermedius - Asaphus kowalewskii. В России останки найдены в Волхове, Воронке, Гостилицах, Копорку, Лаве (Назии), Рудице (Ленинградская область) и в Тверской области. За пределами России этот вид находили в северной Германии, Швеции, Эстонии.

ОписаниеПравить

Глабель гладкая, грушевидная, расширяется в переднюю часть цефалона. В передней части цефалона глабель закруглена (но может быть слабо заостренной). Предглабельное поле узкое; глабельный (центральный) бугорок очень слабый или отсутствует. Лицевые швы опистопариевого типа, в передней части цефалона сходятся в один брюшной шов дублюры (серединный шов). Подвижная щека выпуклая, может быть немного вогнута в заднебоковом углу глазного поля. Затылочная борозда глубокая равномерная. Глазной бугорок отсутствует или слабо выражен. Щечной угол немного заострен. Большая часть цефалона покрыта террасовыми линиями (если они не стерты при добыче/препарации).

Основание глаза имеет небольшую площадь. Глазной стебелек очень длинный (самый длинный по сравнению с другими представителями рода Asaphus), его длина может быть равна длине цефалона. Глаза являются основной отличительной особенностью вида.

Гипостома прилегающая (conterminant), задний край гипостомы раздвоен. Торакс состоит из 8 сегментов, плевры торакса имеют явно выраженные борозды. Пигидий стандартный (isopygous), немного удлиненный. Пигидий цельнокрайний, без шипов. Осевая доля пигидия длинная. Сегментация рахиса слабо выражена, кольца разорваны (по середине), обычно 4-5 сегментов-колец (одно кольцо переднее, остальные задние). Плевры пигидия гладкие, боковые края округлые, окончание пигидия округлое либо слегка заостренное.

Образ жизниПравить

Азафус Ковалевского был исключительно донными обитателем. По мнению ученых они обитали в слабо-глинистых грунтах мелководья и по всей видимости умели зарываться в указанные грунты, это предположение было вызвано особенностью строения глаз представителей вида, их глаза расположены очень высоко на длинных глазных стебельках. Подобное строение глаз позволяло трилобитам наблюдать за окружающей средой, зарывшись в грунт, они могли там прятаться от опасных хищников и поджидать добычу.

ГалереяПравить