Нигерпетон (лат. Nigerpeton) — род амфибий отряда темноспондильных, обитавший в пермском периоде около 250 миллионов лет назад в Нигере. Впервые образцы Nigerpeton были собраны во время полевых работ в формации Моради в 2000 и 2003 гг.

Описание

Голотипический материал был обнаружен эрозией с поверхности тонкий конгломератный красный песчаник. Неоднородные кластеры песчаника состоят из окремнённой и затвердевшей глиняной гальки. Осадки были удалены механически.

Голотип состоит из частичного черепа и связанного с ним атласа. Крыша черепа в основном отсутствует, оставляя заднюю часть, небо и межптеригоидные отверстия видными при виде сверху.

Кости кожного черепа окремнены и не имеют своей истинной внешней поверхности. Выветривание отполировало внутренний аспект оставшейся кости, оставляющая неровную эродированную поверхность с многочисленными ямками и линиями разного размера. Однако некоторые швы все еще остаются видимы. Матрица остается в некоторых естественных отверстиях, таких как хоаны, межптеригоидные и субвисочные отверстия. Череп подвергся посмертному уплотнению в левой передней и затылочной части. Затылочный бугор, частично разрушенный, остается трудно интерпретируемым. Скуловая, квадратично-скуловая и часть квадрата ветви крыловидной кости с правой стороны отсутствуют. Глубокая трещина проходит поперек задней части черепа. Связанный атлас был обнаружен сразу за черепом.

Упомянутый материал был обнаружен в виде снизу и состоит из левой половины черепа и частей соответствующей нижней челюсти. Эта половина черепа относительно хорошо сохранилась, но очень фрагментировано, сеть трещин видна на обоих спинных и вентральных сторонах. Каждый фрагмент черепа готовился отдельно, а затем снова собирался трёхмерно. Хотя большая часть черепа, кончик морды и область, окружающая орбиту, остаются отсутствующими.

В общих чертах череп Nigerpeton ricqlesi имеет треугольную и удлиненную форму. Он колеблется в длине от 45 (MNN MOR69) до 56 см (MNN MOR70) по средней линии. Кожухные кости от 2 до 6 мм толщиной. Боковые края черепа прямые, за исключением уровня наружных ноздрей, где видны отчетливые боковые выпуклости, аутапоморфии кохлеозаврин. Подобную, хотя и менее выраженную верхнечелюстную выпуклость имеет эдопс. Предглазничная область очень вытянута, но не имеет вогнутых краев, как это происходит независимо у некоторых архегозавров и трематозавров (Steyer, 2002). Орбиты дорсально приподняты, широко разделены. на крыше черепа и расположен очень сзади, что ведет к чрезвычайно короткая заглазничная область, типичное состояние кохлеозаврид (Milner, Sequeira, 1998). Примечательно, что преорбитальная область в Нигерпетоне соответствует более 80% длина черепа - рекорд среди эдопоидов. Кончик морды закруглены и пронизаны двумя круглыми передними парными пустотами для симфизных бивней, как у некоторых мастодонзаврид (Schoch, Milner, 2000; Damiani, 2001). Следовательно, эта является аутапоморфией для нигерпетона.

Источники