0u1b6234a7-5deada05-63212e3b (1).jpg

Нотатессерераптор (лат. Notatesseraeraptor) — род неотеропод, существовавший в норийскую эпоху триасового периода (около 208-227 млн лет назад). Это базальный представитель ветви, более близкой к Averostra, чем к целофизоидам. Туда входят также дилофозавровые.

История изучения

Описан один вид — Notatesseraeraptor frickensis. Останки относительно полного скелета найдены на территории Швейцарии и описаны в 2019 году. Скелет принадлежал незрелой особи длиной примерно 2,6-3 м.

Начиная с 1961 года в суглинке Грюхалде, эксплуатируемом Tonwerke Keller, были найдены многочисленные окаменелости Plateosaurus. Весной 2006 года палеонтолог-любитель Майкл Фишер (Michael Fisher) обнаружил посткраниальный скелет маленького теропода чуть выше находок платеозавров. В 2009 году был найден череп. Окаменелости были подготовлены Беном Пабстом (Ben Pabst). Первоначально скелет был отнесен к Coelophysis. В 2008 году посткраниальный скелет был описан в магистерской диссертации Джасмины Кристин Хуги (Jasmina Christine Hugi). Луи Унтерасснер (Lui Unterassner) описал содержание плечевого пояса и содержимого желудка в своей диссертации 2009 года, в то время как Марион Захнер (Marion Zahner) посвятила диссертацию черепу в 2014 году. В 2019 году типовой вид Notatesseraeraptor frickensis описали Марион Захнер и Winand Brinkmann. Родовое название объединяет латинские слова nota («черта»), tesserae («мозаика») и raptor («хищник»). Оно отсылает к тому, что этот хищный динозавр демонстрирует сочетание черт Dilophosauridae и Coelophysoidea. Видовое название относится к происхождению из города Фрик в Ааргау. Это первый теропод, названный в Швейцарии.

Описание

Голова нотатессерераптора длинная и низкая, у голотипа имела длину 225 миллиметров. Морда составляет две трети. Длина морды в два с половиной раза больше высоты головы, измеряемой в глазницах. Премаксилла имеет типичную базальную форму с костной пластинкой под задней ветвью и щелью с верхней челюстной костью. Боковая стенка прорезана шестью жильными каналами, передняя часть которых имеет щелевидную форму, что является производным признаком. Удивляет форма форма предчелюстных зубов: они длинные, сильно изогнуты, сплющены и имеют хорошо сформированные зубцы на обеих режущих кромках. Это отличается от ситуации с Coelophysidae, где, зубы короче и практически не имеет накатов. Праксимиллярные зубы также длиннее верхнечелюстных, что является базальной характеристикой эораптора. Более продвинутым является то, что они выступают по диагонали, как у дилофозавра и дракораптора.

0u1d17dfd0-13b9e366-3c40a74d (1).png

Нижняя челюсть длинная и низкая. Зубы довольно далеко друг от друга, около двух на сантиметр, что дает в общей сложности от девятнадцати до двадцати трех зубов на сторону. Ретроартикулярный выступ, с помощью которого открывается рот, длинный и узкий. Прикрепление к нижнечелюстным мышцам нижней челюсти находится на верхней поверхности, как и у целофизоидов. Тем не менее, три ветви сочленения типичны для дилофозавровых.

Как и у дилофозавра, позвонки в спине и хвосте сужаются в конце ряда. У передних позвонков боковые выступы прямоугольные и перпендикулярные телу позвонка. В отличие от цератозавров, задние выступы увеличиваются в высоту к задней части. Как и у мегапнозавра, крестцовые позвонки плоские внизу, а не круглые или килевидные. Передние конечности относительно длинные по сравнению с туловищем; отношения с задними ногами не могут быть определены.

Источники

Литература

  • The Axial and Appendicular Morphology of the First Theropod Skeleton (Saurischia, Dinosauria) of Switzerland (Late Triassic; Frick, Canton Aargau)
  • The Anterior Appendicular Morphology and the Stomach Content of the First Theropod Skeleton (Saurischia, Dinosauria) of Switzerland (Late Triassic; Frick, Canton Aargau)
  • Skull Morphology of the First Theropod Skeleton (Saurischia, Dinosauria) from Switzerland (Late Triassic; Frick, Canton Aargau)
  • Paleontological Collections of Germany, Austria and Switzerland: The History of Life of Fossil Organisms at Museums and Universities