Вымершие животные вики
Advertisement

Нутетес (лат. Nuthetes destructor) - род ранних дромеозавров, обитавших на территори Англии в берриасском ярусе мелового периода. Является самым первым описанным представителем семейства.

История

Голотип, DORCM G 913, был обнаружен Чарльзом Уилкоксом - палеонтологом-любителем из Суонеджа. Остатки были обнаружены в Перьевом карьере близ залива Дарлстон в морских отложениях пресноводной зоны Черты Лулвортской формации, датируемого средним берриасом. Образец был представлен фрагментом левой челюсти с девятью зубами. В длину он доходит до 3 дюймов (7,62 см). Считалось, что образец утерян, но его заново нашли в семидесятые годы в музее Дорсета. Позднее к нутетесу приписали ряд зубов, в том числе образец BMNH 48207 - зубной фрагмент меньшей особи. Оуэн также приписывал к нутетесу несколько скутов, придумав для них обозначение "Nuthetes granicones". Тем не менее, исследование 2002 году показало, что данные образцы - остеодермы или фрагменты конечностей черепахи хелохелидры, предположительно "H." anglica или "H." bakewelli. В 2006 году в Шаранте был обнаружен зуб CHEm03.537, определённый как Nuthetes sp.. Тем не менее, ряд находок может принадлежать иному дромеозавру, дромеозавроидесу.

Голотип

Нутетес - это монотипичный род дромеозавров, описанный Оэуном в 1854 году. Родовое название образовано от слова "νουθέτητης", что в переводе с общегреческого означает "наблюдатель". Название дано в честь сходства морфологии зубов с зубами варанов, которых англичане называют "наблюдающими ящерицами" ("monitor lizard"). Видовое название "destrucor" в переводе означает "разрушитель", что отсылает к приспособлениям зубов для прокалывания, разрезания и рвания добычи, как у соразмерного бенгальского варана.

Описание

Длина образца доходит до 7,62 см, самый большой зуб имеет длину в 16 мм. При оценке нутетеса как дромеозаврида, его череп доходил бы до 25 см, а длина тела, согласно Милнеру, до 2,3 метра. В передней части левой зубной кости не видно слияния с правой, что указывает на ювенальность находки.

Систематика

Реконструкция черепа нутетеса как процератозаврида

Изначально Оэун определил нутетеса к варанидам, но позднее отнёс его к крокодилам. В 1888 году Ричард Лиддекер определил нутетеса к динозаврам. В 1934 году Уильям Элджин Суинтон предположил, что на самом деле данный ящер - молодой мегалозавр, и в 1970 году Родни Стил выделил вид Megalosaurus destructor. Однако исследование 2002 года, проведённое Анджелой Милнер, показало, что находка принадлежит неполовозрелому дромеозавру. Анализ пяти хорошо сохранившихся зубов, проведённый Стивом Свитманом, показал, что они действительно принадлежат нутетесу, а сам он относится к велоцирапторинам. Таким образом, этот ящер становился одним из первых дромеозавров и первым английским дейнонихозавром. Тем не менее, группа Оливера Раухута указала на сходство зубов раннего тираннозавроида процератозавра с зубами велоцирапторин. Авторы рекомендовали проявлять осторожность при отнесении изолированных зубов из поздней юры или раннего мела к дромеозавридам, поскольку они могут также принадлежать процератозавридам.

Галерея

Источники