ФЭНДОМ

Ньясазавр - динозавроморф, обнаруженный в Танзании возле озера Ньяса. В некоторых источниках указывается как ранний динозавр, хотя нет точного определения по этому поводу.

История открытия Править

Голотип рода был найден в 1930-ых годах в бассейне реки Руху, недалеко от озера Ньяса. Останки нашёл Фрэнсис Рекс Паррингтон. Кроме этих останков в той же области встречаются кости цинодонтов, дицинодонтов и ринхозавров.

Первое упоминание об этом ящере встречается в неопубликованной диссертации Алана Чарига 1956 года. Он обратил внимание на сходство плечевой кости с костями ящеротазовых динозавров, однако в конечном счёт счёл его престозухидом. В поздней работе 1967 Чариг впервые даёт название этому роду ящеров. В этой работе ньясазавр рассматривается как прозауропод в составе семейства текодонтозаврид, однако он не смог официально подтвердить ньясазавра, из-за чего он долгое время считался nomen nudum.  Чаринг работал над ньясазавром до своей смерти в 1997 году. В конечном счёте ньясазавр получил официальное описание группой Несбитта в 2013 году. 

ОписаниеПравить

800px-Nyasasaurus

Голотип(чёрный) и образцы "текодонтозавра"(синий)

Голотип NHMUK R6856 состоит из шести позвонков (3 шейных и столько же спинных) и костей правой руки. В данный момент он находится в Музее естетвенной истории Великобритании. Группа Несбитта причислила к роду ещё один образец: пять позвонков (образец PKK10654), по которым ранее описали Thecodontosaurus alophos. Потенциально он может быть старшим синонимом ньясазавра, однако Несбитт с коллегами утверждает, что, во-первых, образец T. alophos не получил научного описания, а во-вторых, он не имеет никаких отличительных признаков от остальных архозавров. Кроме того, от обоих ящеров известно лишь по несколько фрагментов, а от "текодонтозавра" они ещё и в плохом состоянии. При сравнении обоих образцов авторы выявили одинаковое строение межпозвонковых швов, гипосфен и гипотрумов, а кроме того, оба ящера имели похожие размеры и жили примерно одновременно.  П
Ньясазавр2
о оценкам исследователей, ньясазавр достигал в длину 2-3 метра. 

На его позвонках были были найдены признаки, встречающиеся у других архозавров: псевдозухий, динозавров и силезавров. Шейные позвонки вытянутые. На одном из позвонков в задней части сохранились костные наросты, признак динозавроморф. На самих шейных позвонках недалеко от спинномозгового канала расположены углубления. Подобное строение шейных позвонков встречается у силезавридов, более развитых, чем асилизавр, и ранних теропод.  Крестцовый отдел позвоночника насчитывал не менее трёх позвонков.

Плечеваякость довольно низкая, характеризуется удлинённой прямоугольной формой. На верхней части кости расположена заострённая возвышенность, а внизу находится централлизованный гребень. По своему строению она напоминает кость только динозавра: ни у какой другой ранних триасовых архозавров нет таких же гребней. На основе строения позвонков авторы высказались о вертикальном положении подвздошной кости. Команда Несбитта не ограничилась исследование образцов и провела гистологические исследования. Они показали наличие толстого покрытия костей, в которой ближе к основанию уменьшалось количество остеонов( особых элементов, обеспечивающих крепкость костей), сложную сосудистую систему и отсутствие зон задержки роста. Это все нетепично для обычных архозавров и напоминает строение позвоночника... целофизиса. Кроме этого, строение костной ткани ньясазавра указывает на быстрый и непрерывный рост, что опять же характерно для герреразавра и целофизиса - ранних теропод.

СистематикаПравить

Авторы отнесли ньясазавра к динозаврам, однако он обладает рядом нетепичных для динозавров особенностей, однако распространённых среди других триасовых архозавров. при проведении филогенетического анализа авторы получили три версии систематики этого ящера: это может быть базальный птицетазовый, динозавр-теропод, близкий к дилофозаврам, ну или просто архозавр-динозавроморф. Если рассматривать только образец PKK10654, то ньясазавр становится родственником Тавы и неотеропод, а если оба образца, то вырисовывается интересная ситуация: ньясазавр является одновременно и птицетазовым ящером, или родственником тавы и неотеропод, и в то же время имеет признаки более примитивных архозавров. В последующих работах ньясазавр рассматривается как самый первый динозавр. Он оказался родственником семейства массоспондилиды, либо просто занимал эвлюционную ступень в зауроподоморфах.