Ньяссодон (лат. Niassodon) — вымерший род дицинодонтных терапсид, известный из поздней перми провинции Ньяса на севере Мозамбика. Он содержит единственный вид, Niassodon mfumukasi.

История изучения

Niassodon2.jpg

Ньяссодон был впервые описан и назван Руи Кастаньинья, Рикардо Араужо, Луисом К. Жуниором, Кеннетом Д. Ангиелчиком, Габриэлем Г. Мартинсом, Руи М. С. Мартинсом, Клодин Чауйя, Феликсом Бекманном и Фабианом Уайлдом в 2013 году, а типовой вид — Niassodon mfumukasi. Общее название сочетает в себе слово Niassa, означающее «озеро» на Чияо, и название северо-западной провинции в Мозамбике, где был найден Ниассодон, с odontos, что на древнегреческом означает «зуб». Конкретное имя Мфумукаси означает «царица» на ньяндже в честь членов местного матриархального общества ньянджа и всех мозамбикских женщин.

Ньяссодон известен исключительно по голотипу ML1620, частичному скелету, который временно хранится в Museu da Lourinhã, Португалия, и будет возвращен в Museu Nacional de Geologia, Мапуту, Мозамбик. Голотип состоит из полного черепа, нижней челюсти, серии из 19 спинных, крестцовых и хвостовых позвонков, ребер, обеих подвздошных костей и части бедренной кости от одного человека. Он был обнаружен и собран во время экспедиции 2009 года в Грабене Метангула под руководством Projecto PalNiassa. ML1620 прибыл из безымянной группы окаменелостей, расположенной недалеко от Туло, небольшой деревни, расположенной вдоль дороги Метангула-Кобуэ. Слой окаменелостей состоит из серого аргиллита с обильными известковыми конкрециями, напоминающими септарии, датируемыми поздней перми.

Источники