ФЭНДОМ

Овираптор - овирапторид из пустыни Гоби (Монголия), достигал длины 2 м и жил 75-70 млн. лет назад.

История находкиПравить

Oviraptor philoceratops skeleton
Овираптор является родом маленьких тероподовых динозавров, впервые обнаруженных Джорджом Уолсенем, во время Центрально-азиатской экспедиции под руководством Роя Чепмена Эндрюса в 1922 - 1928 годах. Новый род и вид был описан Генри Осборном в 1924 году как Oviraptor philoceratops. Название рода состоит из слов ovi - «яйцо» и raptor - «грабитель», видовое название philoceratops означает «любитель цератопсов». Первоначально предполагалось, что это был мелкий хищник, который разорял гнезда протоцератопсов. В 1990-е годы, после открытия других гнездящихся овирапторидов, таких как как Citipati, исследования признали эти выводы ошибочными. Oviraptor philoceratops известен из одного частичного скелета (образец AMNH 6517), а также гнезда, где было около пятнадцати яиц, принадлежащему этому виду (AMNH 6508).

ОписаниеПравить

Овираптор был малым тероподом, около 2 метров в длину. Его традиционно изображается с характерным гребнем, подобно казуару. Тем не менее, повторное рассмотрение oviraptorids показывает, что эти виды с высоким гребнем на самом деле принадлежат к роду читипати (Citipati), родственнику овираптора. Гребень же самого овираптора несколько меньше сем у его крупного родича.

Поскольку череп овираптора плохо сохранился и раздавлен, другой овирапторовидный образец (IGM или GIN 100/42) стал аналогом этого динозавра и первоначально появлялся в научных работах с лейблом Овираптор philoceratops. Тем не менее, этот образец с высоким гребнем имеет больше общего с читипати, нежели чем с овираптором. Кроме того, многие гнездовые образцы, считавшиеся принадлежащими овираптору, в настоящий момент признаны экземплярами читипати. Как можно заметить, наиболее популярные иллюстрации овираптора фактически изображают читипати, а оригинальный материал самого овираптора слишком фрагментарен, чтобы быть надежно реконструирован.

Для овирапторид характерна и такая черта - клюв. Он был коротким, нес 2 мелких зуба на верхней челюсти. Овираптор раскалывал им раковины моллюсков и возможно, орехи. Так же он мог хватать им ящериц и беспозвоночных. По мнению некоторых палеонтологов, овираптор мог ударять клювом по жертве, как молотком.

Другая особенность овирапторид - перья. Перья покрывали тела всех овирапторид. Они служили для:

  • Сохранение тепла. Перья - отличный теплоизолятов.
  • Привлечение партнеров. Ярким оперением можно привлечь особь противоположного пола.
  • Маскировка. При покровительственной окраске перьев это возможно.

Рацион этого ящера спорен. Скорее всего это был всеядный динозавр. Рацион составляли мелкие рептилии, млекопитающие, не исключено, что и яйца занимали часть диеты. Кроме того, опираясь на исследования 1977 года и место обнаружения, возможно также употребление в пищу моллюсков и крупных насекомых. Молодняк скорее всего питался личинками.

Палеоэкология Править

Овирапторы жили семьями. Самки высиживали яйца, а самцы приносили самкам пищу: побеги растений, мелких животных и моллюсков. Чуть позже ту же роль он выполнял кормя молодняк. Скорее всего подразумевалась родительская забота наподобие современных птиц.

Овираптор жил в той области, где преобладали и другие овирапториды: каан и китипати. Возможен вариант совместного сосуществования и даже гнездования. Возможно межвидовое скрещивание. Среди прочих животных - тарбозавр, плезиогадрос, протоцератопс и алмас. Растительность выражена была хвощами, хвойными и кустарниками.

ИсточникиПравить

  1. http://fossilworks.org/?a=taxonInfo&taxon_no=55488

ГалереяПравить

Основная статья: Овираптор/Галерея