Одонтохелис (лат. Odontochelys semitestacea) — древнейшая из известных науке черепах, жила 220 миллионов лет назад на территории нынешнего Китая, близ Гуалинга.

Описание

Одонтохелис.jpg

У одонтохелиса был клюв, как у современных черепах, но при этом во рту присутствовали не характерные для современных черепах зубы.

Скелет демонстрирует только некоторую степень видоизменения позвоночника и рёбер в сторону образования карапакса.

Остаётся неясным вопрос о том, почему у данной черепахи отсутствует карапакс — либо панцирь этого вида находился в стадии формирования, либо карапакс вторично атрофировался из-за приспособления к морскому образу жизни ради улучшения маневренности и увеличения скорости плавания.

Но у некоторых палеонтологов есть альтернативный взгляд на это открытие. Роберт Рейз и Джэйсон Хех из университета Торонто Миссиссауга в Канаде считают, что Odontochelys мог иметь карапакс, но не костяной. Современные мягкотелые черепахи, например, потеряли большинство костей в панцире. В этом случае одонтохелис может происходить от более древних групп панцирных сухопутных черепах.

Кладограмма

Seymouriidae

Diadectomorpha

Amniota

Synapsida

Sauropsida

Parareptilia

Captorhinidae

Paleothyris

Diapsida

Araeoscelida

Claudiosaurus

Younginiformes

Archosauromorpha

Lepidosauromorpha

Kuehneosauridae

Rhynchocephalia

Squamata
(чешуйчатые)

Pantestudines

Sauropterygia

Eunotosaurus

Паппохелис

Odontochelys

Testudines
(черепахи)

Источники