Вымершие животные вики
Advertisement

Ондогурвэл (лат. Ondogurvel) — род тероподовых динозавров из подсемейства Parvicursorinae семейства альваресзаврид, включающий единственный вид — Ondogurvel alifanovi. Известен по ископаемым остаткам из отложений формации Баруун Гоёот в южной Монголии, относящихся к верхнему мелу (верхний кампан).

Описание

Новый род и вид динозавров Ondogurvel alifanovi (Alvarezsauridae, Parvicursorinae) описан по неполному скелету из верхнемеловых отложений местонахождения Нэмэгт в пустыне Гоби Южной Монголии. Родовое название «ондогурвэл» образовано от монгольских слов «ондо» (яйцо) и «гурвэл» (ящерица), что отражает предполагаемое питание мелких теропод альваресзаврид яйцами других динозавров. Видовое название дано в честь автора находки, российского палеонтолога Владимира Алифанова, специалиста по ящерицам и динозаврам, скончавшегося в 2021 году. Фрагмент скелета, включающий часть позвоночника, таза и костей передних и задних конечностей, был найден и раскопан В.Р. Алифановым в 1999 году.

Этот динозавр отличается от других альваресзаврид полностью слитыми в области контакта второй и четвертой плюсневыми костями (метатарсалиями). Метатарсалии у человека образуют среднюю часть стопы, а у хищных динозавров это удлиненные кости, формирующие нижний отдел задней конечности между голенью и пальцами (у птиц они слиты с частью предплюсневых костей в единый элемент – цевку, или тарсометатарсус).

Среди представителей подсемейства Parvicursorinae выявлены два типа строения пястно-запястной кости (карпометакарпус, у птиц эта кость называется «пряжкой», к ней прикрепляется ряд первостепенных маховых перьев).

Первый тип строения, обнаруженный у мононика и ондогурвэла, характеризуется расположением суставных поверхностей для пястных костей (метакарпалий III и IV) вдоль внешнего края кости, что связано с наличием мелких, но функциональных третьего и четвертого пальцев кисти, которые сгибались в плоскости, почти перпендикулярной плоскости сгибания крупного второго пальца.

Второй тип, представленный у недавно описанного джараоникса из Узбекистана и рода Linhenykus, характеризуется отсутствием суставной поверхности метакарпалии IV и расположением суставной поверхности метакарпалии III вдоль дистального (ближнего к пальцам) края кости, на одной линии с дистальными мыщелками метакарпалии II. В этом случае четвертого пальца не было, а мелкий функциональный третий палец сгибался в той же плоскости, что и крупный второй палец. У линьхэника третий палец был, скорее всего, полностью редуцирован. Столь сильные различия в строении пястно-запястной кости могут указывать на давнее обособление двух линий парвикурсорин (Dzharaonyx – Linhenykus и Mononykus – Ondogurvel).

Классификация

Alvarezsauridae

Alvarezsaurus

Parvicursorinae

Linhenykus

Ceratonykus

Parvicursor

Mononykus

Shuvuuia

Xixianykus

Albinykus

Ondogurvel

Источники

  • Averianov A. O., Lopatin A. V. A new alvarezsaurid theropod dinosaur from the Upper Cretaceous of Gobi Desert, Mongolia (англ.) // Cretaceous Research : journal. — 2022. — Vol. 135, no. 105168. — ISSN 0195-6671. — doi:10.1016/j.cretres.2022.105168.
Advertisement