ФЭНДОМ

Опистоцеликаудия - титанозавр из Монголии, обитал в позднем меловом периоде 70 миллионов лет назад.

История находкиПравить

Opisthocoelicaudia skeleton
Окаменевшие кости завропода были обнаружены в июне 1965 года, во время совместной польско-монгольской палеонтологической экспедиции под руководством польского палеонтолога Софьи Келан-Яворовской. Это была самая масштабная экспедиция из серии экспедиций 1963-1971 годов, в ней приняли участие 21 человек, которым помогали монгольские рабочие. Раскопки велись на юге Монголии, в формировании Немегт. Опистоцеликаудия был первым из нескольких динозавров, обнаруженных в 1965 году. Другие находки, сделанные в разных местах, включали несколько скелетов тарбозавра, передние конечности гигантского дейнохейра, завропода немегтозавра и пахицефалозаврида гомалоцефала.

В 1977 году польский палеонтолог Мария Магдалена Борсук-Беляницкая опубликовала полное описание скелета и название нового рода и вида Opisthocoelicaudia skarzynskii - «полый хвост». Опистоцеликаудия был третьим завроподом, обнаруженным в Азии, после эухелопа и маменчизавра и достигал около 11,4 метров (37 футов) в длину, оценки веса, по разным оценкам, варьируются от 8,5 до 25 тонн.[2]
Opisthocoelicaudia fossil
На сегодняшний день скелет является частью коллекции института геологии Академии наук Монголии в Улан-Баторе.

ОписаниеПравить

Nemegt Formation
На пятый день работы Ризард Градзинский, геолог экспедиции наткнулся на группу сохранившихся костей, которые принадлежали довольно крупной части скелета. Раскопки начались на следующий день и вскоре был отрыт почти полный скелет, не хватало только головы и шеи. До сегодняшнего дня, этот экземпляр остается наиболее полной находки этого динозавра. Транспортировка образца из пересеченной местности вызвало серьезные технические проблемы. Каменные блоки, содержащие окаменелости, должны были быть перемещены примерно на 580 метров на импровизированных металлических санях, изготовленных из бензиновых бочек, прежде чем они будут загружены на грузовики. 9 июля упакованный скелет из 35 ящиков начал свой путь до Даланзадгада, общий вес ящиков достигал около 12 тонн.

Как было установлено, завропод умер лежа на спине, в отличие от большинства других скелетов динозавров, которые обычно лежат на боку. Образец был найден в отложениях песчаника, созданным течением бывшей реки. Большинство обнаруженных позвонков были еще соединены друг с другом, образуя непрерывный ряд, остальные части скелета были немного сдвинуты от их исходного анатомического положения. Обе левых конечности и реберные кости были найдены на правой стороне тела, в то время как, правые конечности и реберные кости были найдены на левой стороне. На скелете были идентифицированы следы укусов, особенно в области таза и бедренной кости, показывая, что хищники питались тушей. Череп и шея отсутствуют, что свидетельствует о том, что плотоядные хищники могли утащить эти части тела. Полнота останков свидетельствуют о том, что индивид умер недалеко от места обнаружения, например наводнение могло транспортировать тушу на небольшое расстояние, а затем покрыть его осадками из песка и грунта.

Недалеко от того места, этой-же экспедицией был обнаружен отдельный череп завропода, названного немегтозавр. Некоторые палеонтологи считают, что это недостающие части скелета опистоцеликаудии. Ответ на этот вопрос могут дать только будущие находки.

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Opisthocoelicaudia