ФЭНДОМ

Орнитодесм (лат. Ornithodesmus) — род динозавров-тероподов из семейства дромеозаврид, живших в меловом периоде (140,2—136,4 млн лет назад) в Европе. Окаменелости теропода были найдены на острове Уайт в Англии. Впервые описан палеонтологом Гарри Сили (Seeley) в 1887 году. Представлен одним видом — Ornithodesmus cluniculus.

Описание

0u45c54d37-49f06b08-3aeb6ee3

Ornithodesmus cluniculus был описан по крестцу и первоначально считался птерозавром. В 1901 году был описан птерозавр Ornithodesmus latidens, который, как считалось, принадлежит к тому же роду. В 1993 году было обнаружено, что крестец в действительности принадлежал тероподу, в связи с чем для второго вида, несомненно относящегося к птерозаврам, выделили новый род Istiodactylus, и вид получил название Istiodactylus latidens.

0u5fda926b-6d043681-75c367bf

Поскольку животное известно только из изолированных позвонков, мало что можно сказать о внешнем виде орнитодесма. Нервные шипы позвонков слиты и образуют лезвие над крестцом длиной 9,6 сантиметра, слегка выпуклое. Основания нервных шипов образуют боковую платформу, и первые два позвонка имеют глубокие полые полости, которые образовывали пространство для воздушных мешков.

Исходя из очевидной идентификации его, как дромеозавра, он, вероятно, был плотоядным, и его длина, вероятно, составляла около 1,8 метра. Зубы дромеозавров, вероятно принадлежащие велоцирапторину, известны из той же формации, но они слишком велики, чтобы относиться к орнитодесму; скорее, они произошли от теропода, по размеру ближе к гигантскому ютараптору.

Источники