Ородромей - род травоядных динозавров позднего мело, жившего на территории Северной Америки.

История открытия

Останки ородромеуса были обнаружены Робертом Макелой во время раскопок в округе Титон, штат Монтана, в колонии Эгг-Маунтин, которые изначально считали, что принадлежали майазавру. Типовой вид, Orodromeus makelai, был назван и описан Джеком Хорнером и Дэвид М. Вайсхампелом в 1988 году. Родовое название переводится, как горный бегун. Видовое название почитается ныне покойным Макелой.

Образец голотипа, MOR 294, был найден в формации Ту Медицине, датируется 75 млн лет назад. Он состоит из частичного скелета с черепом. Паратипы: MOR 246, кладка из девятнадцати яиц, некоторые с зародышем; PP 22412, набор задних конечностей; MOR 331, частичный скелет; MOR 248, скелет с черепом; и MOR 403, мозговой ствол. Полное опубликованное описание до сих пор отсутствует, хотя существует неопубликованный тезис о ородромее. Тем не менее, MOR 206 и другие яйца, найденные в той формации, в последнее время считают, что принадлежат троодонтидам, таким как стенонихозавр.

В 1999 году вид Laosaurus minimus, описанный Чарльзом Гилмором в 1909 году на основе голотипа NMC 9438, основанной на частичной левой задней конечности и кусков позвонка из формации Олдман, Альберта. Возможно, это ородромей, однако фрагментарная природа останков затрудняет точное определение образца.

Описание

Ородромей был небольшим быстрым двуногим динозавром, который жил бок о бок с такими динозаврами, как дасплетозавр и эйниозавр. Его длина по оценкам Хорнера могла составлять до 2,5 метров.

Животное диагностируется по следующим признакам: пальпебральная кость крепится к заглазничной части заднего края глазницы; присутствует латеральный выступ на скуловой кости; максиллярные и дентарные зубы с латеральной стороны широкие и треугольные, зачастую одинаковые по ширине и высоте; закруглённый апикальный гребень почти поровну делит передние и задние стороны коронок; у взрослых животных передние и задние края коронок несут от пяти до шести равноразмерных зубчиков; лучевая, промежуточная и локтевая плюс одна кость запястья образовывают несрастающееся запястье.

Филогения

Ородромеус был назначен Хорнером семейство гипсилофодонтиды, как самый молодой представитель. Сегодня группа считается неестественной и парафилетической, а ородромей просто считается Euornithopoda. Браун в 2013 поместил его в семейство тесцелозаврид и назвал новое семейство - Ородромины.

Палеобиология

Из-за развития костей и зубов зародышей, Хорнер пришёл к выводу, что молодняк у ородромеуса был ранним, в отличие от тех же майазавров, которые были альтричными.

Было высказано предположение, что это животное могло зарываться в землю, как ориктодромей, основываясь на костях и их расположении.

Мэлллон в 2013 исследовал сосуществование травоядных на островном континенте Ларамидия во время позднего мела. Был сделан вывод, что мелкие орнитисхианы, такие как ородромей, обычно ограничивались питанием растительностью высотой до одного метра.

Ородромей1.jpg