Офтальмотуле (лат. Ophthalmothule) — ископаемый род плезиозавров из семейства Cryptoclididae, существовавший на промежутке юрского и мелового периодов.

Описание

0u6f4748a8-22c3470f-5bdd05ec.jpg

Криптоклидидовый плезиозавр среднего размера, 5-5,5 м длиной. Ближайший родственник — Spitrasaurus. Останки — хорошо сохранившийся скелет зрелой особи — были открыты на Западном Шпицбергене. Описан один вид — Ophthalmothule cryostea.

Голотипический материал сохраняет полный череп, частично нижнюю челюсть, полный и сочлененный шейный, грудной и передне-средний дорсальные ряды, а также грудной пояс и передние плечевые кости. Микрокомпьютерная томография высокого разрешения позволяет получить новые данные о черепной анатомии этой криптоклидиды, включая новые внутренние особенности мозговой оболочки и неба, которые наблюдаются у других криптоклидид.

0u59745020-6cf1f170-1d0c8b49.jpg

Офтальмотуле представляет собой четвертый, и похоже, еще не последний род плезиозавров, описанный из верхнеюрских отложений Шпицбергена. Шейный отдел позвоночника у нее имеет уникальную сохранность, так что теперь палеонтологи смогут проверить имеющиеся у них гипотезы о гибкости этой части тела плезиозавров и путях ее эволюции.

Ophthalmothule cryostea вместе с русским Abyssosaurus nataliae представляют собой самые молодые криптоклидидные роды из бореальных и суббореальных регионов, а в целом в позднем юрском периоде в бореальной области Шпицбергена и суббореальной области России присутствовали две отдельные клады криптоклидид.