ФЭНДОМ

Палеоплеврозавр (лат. Palaeopleurosaurus) — род ископаемых клювоголовых из семейства плеврозавров (Pleurosauridae) подотряда сфенодонтов (Sphenodontia), обнаруженный в нижнеюрских отложениях Баварии (Германия).

В настоящее время в род включают единственный вид, соответственно, являющийся типовым — Palaeopleurosaurus posidoniae Carroll, 1985.

Описание

В длину палеоплеврозавр достигал 40-50 см. Обладая таким длинным телом, данная рептилия отличалась и от юрских клювоголовых, и от современной гаттерии (Sphenodon). Череп был, как у типичных представителей отряда, но с более короткой мордой и крючкообразным выступом в передней части премаксиллы. Удлинённое тело имело пахиостичные рёбра, что присуще для водных животных. Лапы палеоплеврозавра были короткими.

Данная рептилия не была полностью специализированной к водному образу жизни.

Систематика

Палеоплеврозавра описал в 1985 году Роберт Л. Кэррол на основе останков из Баварии. Строение тела указывало на родство с более поздними клювоголовыми, вроде плеврозавра, из-за чего параплеврозавра считают переходной формой от примитивных клювоголовых триаса и развитыми плерозаврами. Но возможно, что он развивался независимо от других клювоголовых и все сходства являются результатом конвергентной эволюции.

Ещё один водоплавающий представитель клювоголовых - раннемеловой анкилосфенодон.

Образ жизни

Palaeopleurosaurus posidoniae

Окаменелость Palaeopleurosaurus posidoniae

Palaeopleurosaurus вёл водный образ жизни, поддерживаемый повышенной плотностью костей в брюшных рёбрах (гастралиях). Тем не менее, отсутствие повышения плотности костей в ребре и бедренной кости позволяет предположить, что представители этого рода адаптировались к водному образу жизни постепенно.

Гистология показывает, что число годичных колец у Palaeopleurosaurus было меньше, чем у современной туатары, что, возможно, указывает на более короткую продолжительность жизни.

Источники информации