Вымершие животные вики

Пампафоней (лат. Pampaphoneus) — первый южноамериканский диноцефал, обитавший около 270-252 млн лет назад на территории Бразилии.

Описание

Палеонтолог Хуан Карлос Синерос начал писать диссертацию про животных, подобных пампафонею, ещё в 2008 году и для обнаружения новых предполагаемых местонахождений использовал сервис Google Earth. Его группа искала места, свободные от растительности и со специфическим составом горных пород. Хотя сначала группа совершила несколько безрезультатных экспедиций, вскоре им удалось найти череп диноцефала в формации Рио до Растро в районе городка Сан-Габриел в муниципалитете Риу-Гранде-ду-Сул.

Препарация находки заняла четыре года. Сначала её аккуратно очищали от оксида марганца, а потом уже исследовали. Описали Pampaphoneus biccai в 2012 году. Родовое название переводится как "убийца из пампас", а видовое дано в честь фермера Хосе Бикка, на участке которого и был обнаружен череп диноцефала.

На данный момент окаменелость находится в Палеонтологическом музее института города Порт-Алегри.

Находка представляет из себя хорошо сохранившийся тридцатисантиметровый череп. Размеры титанофонея оценивают в три метра в длину при весе в 250-300 кг.

У пампафонея было по два загнутых клыка на каждой челюсти. На черепе располагалось много гребней, как у крокодилов. Неизвестно, был ли он покрыт шерстью или нет.

Эволюционное значение

Pampas-skull.jpg

Пампафоней - первый диноцефал из Южной Америки. До этого диноцефалов находили на территории Азии и Южной Африки. Сходство между фаунистическими комплексами этих двух местностей заметил ещё Владимир Прохорович Амалицкий в 19 веке. Это послужило ещё одним доказательством для подтверждения теории Пангеи, однако Азия и Африка в то время находились на разных концах материка, поэтому учёные выдвинули две гипотезы распространения диноцефалов. Первая заключалась в миграции через Китай, Юго-Восточную Азию и Австралию, а вторая - в переправе через Южную Америку и Африку. Находка южноамериканского пампафонея, близкого к российским видам, подтвердила вторую гипотезу. Кроме того, пампафоней является древнейшим сухопутным тетраподом Южной Америки.

Систематика

Пампафоней относится к подсемейству сиодонтин - группе хищных диноцефалов, самым известным членом которых является сиодон.

Therapsida

Biarmosuchus tener

Dinocephalia

Estemmenosuchus uralensis

Ulemosaurus svijagensis

Tapinocaninus pamelae

Anteosauridae

Archaeosyodon praeventor

Anteosaurinae

Sinophoneus yumenensis

Titanophoneus adamanteus

Titanophoneus potens

Anteosaurus magnificus

Syodontinae

Pampaphoneus biccai

Notosyodon gusevi

Syodon biarmicum

Australosyodon nyaphuli

Интересные факты

  • Из-за использования Google Earth Хуана Карлоса, по его словам, сочли сумасшедшим.

Галерея

Источники