ФЭНДОМ

Пангураптор — род тероподовых динозавров, известный из ископаемых, обнаруженных в нижнеюрских породах южной части Китая, возрастом 201-196 млн лет назад.

История находки

Coelophysis fossil 06
Почти полный скелет был найден 12 октября 2007 года в формации Луфенг, провинции Юннань, известной ископаемыми окаменелостями ранних завроподоморфов. В 2014 году вид был описан китайскими палеонтологами, под руководством доктора Йу Хай Лу, из Института палеонтологии и Позвоночной палеоантропологии Китайской академии наук, как Panguraptor lufengensis, название образовано от «Паньгу» — китайское божество и «раптор» — грабитель.

Описание

Panguraptor skeleton
Пангураптор достигал 1,5 метра в длину. Образец известен из сочлененного скелета молодой особи, в том числе - черепа с нижней челюстью, шейных и спинных позвонков, первого крестцового позвонка, части плечевого пояса и таза, а также частичных конечностей. Panguraptor является первым целофизидом известным из Азии, который наиболее тесно связан с целофизисом (Coelophysis), а так же вторым тероподом из формации Луфенг, после синозавра. Это открытие дает новые доказательства в пользу гипотезы, что наземные четвероногие имели тенденцию континентального распространения во время ранней юры.[1]

Довольно короткий череп почти закончен, хотя премаксилла и ростральный край верхней челюсти отсутствуют, а носовые части частично скрыты. Орбита довольно велика, но анторбитальная фенестра довольно мала. Открытые участки носа широкие и гладкие и не показывают никаких признаков сагиттального гребня, присутствующего в некоторых других базальных тероподах. Jugal расположен аналогично C. rhodesiensis, хотя quadratojugal расположен более сродни целофиз ("Megapnosaurus") kayentakatae . Ростральный конец нижней челюсти отсутствует. Зубы сохраняются в виде dentary и maxilla, и немножко изогнуты но unserrated.

Центры шейных позвонков постепенно увеличиваются в длину от третьего до седьмого шейного отдела, затем снова уменьшаются до десятого (последнего) шейного отдела. Спинные позвонки сжаты сильнее, чем у Coelophysis bauri и C. rhodesiensis, их нервные окончания больше в длину, чем в высоту. Они настолько близки друг к другу, что образуют сплошную стенку вдоль спинного позвонка.

Лопатка длинная, с лопаточным лезвием, прямым каудальным краем и вогнутым черепным краем. Рука имеет четыре пальца, причем пястные кости I и II являются самыми широкими, а плюсневые кости II и III-самыми длинными. Первая цифра также имеет уплощенный и изогнутый коготь, самый большой из найденных на голотипе.

Правая повздошная кость, хотя и неполная, имеет толстый лобковый цветонос с выступающим супрацетабулярным гребнем. Дистальные отделы обеих иший сохранились и являются прямыми с широкими концами.

Бедренная кость имеет большую и смещенную головку и продольную выпуклость на каудолатеральной поверхности шейки. Большеберцовая и малоберцовая кости прямые, в то время как астрагал и пяточная кость не срослись. Только один тарсал подвергается воздействию (вероятно, тарсал IV) вместе с правой плюсневой костью III, IV и V и несколькими пальцами педали. Плюсневая III очень длинная, в то время как IV и V сужаются дистально.

Пангураптора можно отличить от других целофизид по следующим признакам:

  • Диагональный гребень на боковой поверхности верхней челюсти, в пределах переднебоковой ямки.
  • Эллиптическая фенестра (также известная у зупайязавра), каудостральная к вышеупомянутому гребню.

Источники

  1. http://www.wikiwand.com/en/Panguraptor