ФЭНДОМ

Пандерихтис — род ископаемых лопастепёрых рыб, описанный из девонских отложений Ленинградской области России.

Описание

Пандерихтис 2
Своим внешним обликом пандерихтис, как и многие лопастепёрые, напоминал нечто среднее между рыбой и амфибией. Как и другие родственные ему рыбы, пандерихтис имел мускулистые плавники и мог дышать атмосферным воздухом. Уплощенная форма тела пандерихтиса позволяла ему ползать, изгибая тело в боковом направлении. С помощью современных методов компьютерной томографии недавно были хорошо изучены грудные плавники этого животного, в них найдены мелкие кости, аналогичные костям кисти наземных позвоночных.
Пандерихтис-0

История изучения

Пандерихтис 3
Пандерихтис назван в честь российского учёного-эволюциониста Христиана Пандера. Вид был открыт в 1930 году немецким палеонтологом Вальтером Гроссом, официальное описание сделано в 1941 году. Ископаемые остатки подобных рыб найдены в Прибалтике и Ленинградской области. Сделанные в советской Латвии в 70-ых годах XX века первые находки пандерихтисов изучали отечественные палеонтологи. Раскопки возглавила академик Эмилия Ивановна Воробьева. Учёные пришли к выводу: пандерихтис не является переходной формой от рыб к земноводным, но изучение строения этой необычной рыбы дает ключ к пониманию возникновения адаптаций к наземному образу жизни у первых четвероногих. Эмилия Ивановна Воробьева открыла и описала еще один вид пандерихтиса - Panderichthys stolbovi, ископаемые которого найдены в Ленинградской области, на реке Сясь, рядом с деревней Столбово.

Виды

  • Panderichthys stolbovi ? Vorobyeva, 1960 - известен по фрагментам морды и неполной нижней челюсти.
  • Panderichthys rhombolepis Gross, 1941 - типовой вид, дошедший до нас в виде нескольких практически целых экземпляров.

Интересные факты

  • Скульптура пандерихтиса, сделанная в Серпухове, стоит в Палеопарке Государственного Дарвиновского музея в Москве.