ФЭНДОМ

Параксенизавр (лат. Paraxenisaurus) — род динозавров из семейства дейнохейрид, описанный из кампанских отложений формации Серро-дель-Пуэбло (Cerro del Pueblo Formation, штат Коауила, Мексика).

История изучения

Окаменелости орнитомимозавров были обнаружены на трёх участках, находящихся на территории формации Серро-дель-Пуэбло, ещё в 1990-ых годах. Спустя два десятилетия было установлено, что эти разрозненные окаменелости принадлежат новому роду и виду динозавров. В 2020 году палеонтологи Клаудия Инес Серрано-Бранас (Claudia Inés Serrano-Brañas), Белинда Эспиноза-Чавес (Belinda Espinosa-Chávez), Сара Августа Маккракен (Sarah Augusta Maccracken), Сирена Гутьеррес-Бландо (Cirene Gutiérrez-Blando), Клаудио де Леон-Давила (Claudio de León-Dávila) и Хосе Флорес Вентура (José Flores Ventura) описали его как Paraxenisaurus normalensis. Статья «Paraxenisaurus normalensis, a large deinocheirid ornithomimosaur from the Cerro del Pueblo Formation (Upper Cretaceous), Coahuila, Mexico» опубликована в Journal of South American Earth Sciences. В настоящее время помимо голотипа BENC 2/2-001, представленного фрагментами фаланги кисти и частично стопы, известно ещё четыре образца, содержащих позвонки, бедренную кость, астрагал (astragalus) и фрагменты кистей и стопы.

Филогенетический анализ, проведённый командой палеонтологов, показал, что новый род относится к семейству Deinocheiridae. Таким образом, параксенизавр является первым представителем этого семейства, найденным за пределами Азии.

Родовое название происходит от греческого слова paráxenos — «странный». Видовое название дано в честь педагогического учебного заведения Benemérita Escuela Normal de Coahuila, где хранились образцы.
Paraxenisaurus normalensis 2

Реконструкция Paraxenisaurus normalensis как дейнохерида

Стоит отметить, что не все палеонтологи согласились с интерпретацией, предоставленной авторами описания. Так, филогенетический анализ, проведённый палеонтологом Андрэ Кау (Andrea Cau) из Болонского университета отнес нового ящера к примитивным терезинозаврам, что, по мнению Кау, выглядит правдоподобнее, чем версия о принадлежности нового рода к дейнохейридам, так как на территории Северной Америки уже находили как базальных, так и производных теризинозавроидов. Кроме того, Анрэ Кау отмечает, что параксенизавр может вообще оказаться химерой, то есть животным, собранным из костей различных видов и даже родов.
Кавычки начало Хотя эта гипотеза является интригующей, в ней есть некоторые слабые стороны. Во-первых, рассматриваемый материал очень фрагментирован и поступил из трех разных мест. Из трех экземпляров один, выбранный в качестве голотипа, состоит из фрагментов фаланги кисти и частично стопы. Другие образцы в основном состоят из фрагментов пястной кости и фаланг, а также частично бедренной кости, и сомнительно, что эти элементы можно отнести к одному и тому же виду, поскольку среди них очень мало совпадающих элементов. Следовательно, существует риск того, что Paraxenisaurus, описанный как сумма всех трех образцов, является химерой. Кавычки конец
Андрэ Кау, Болонский университет

Описание

Параксенизавр

Судя по величине костей, рост взрослого Paraxenisaurus normalensis достигал около 5,7 — 6 м, а масса около 600 кг.

Источники