ФЭНДОМ

Парантроп Бойса, ранее зинджантроп — самый массивный представитель своего рода, обнаружен супругами Лики в восточноафриканских ущельях Олдувай, Кооби-Фора, Локалеи и ряде других. Останки датированы от 2,3 до 1,6 млн лет назад. Вплоть до 1972 года считался «несомненным австралопитеком».

Описание

Парантроп Бойса 2

Общая массивность сложения была, видимо, очень большой - при росте 1,2-1,6 м парантропы Бойса весили от 40 до 90 кг. Парантропы Бойса были полностью прямоходящими.

Череп

У этих австралопитеков максимального развития достиг челюстной аппарат. Первый открытый череп этого вида из-за размеров зубов даже получил прозвище "Щелкунчик".

Череп парантропа Бойса хорошо известен по множеству находок хорошей сохранности, с датировками в пределах 1,7-1,9 млн.л. Эти черепа очень похожи, их небольшие отличия могут быть отнесены за счет возраста и пола. Череп массивный, с хорошо развитым мускульным рельефом. Конфигурация мозговой коробки своеобразная, при взгляде сверху напоминает кувшин: спереди череп очень расширен благодаря мощному развитию лицевой области, далее следует сильное позадиглазничное сужение, лоб сильно скошен и сужен, потом черепная коробка резко расширяется. Огромные скуловые дуги служат мощными укрепляющими элементами, благодаря своей винтообразной изогнутости. В затылочной норме череп невысокий и широкий в нижней части.

Надглазничный рельеф парантропа Бойса развит достаточно сильно. Размер сагиттального гребня, как и у понгид, различается у особей разного пола: большой у самцов и низкий у самок.

Лицевой скелет парантропа Бойса, как и мозговой, очень своеобразный. Бросается в глаза чрезвычайная расширенность лица, обусловленная огромными размерами верхней челюсти и скуловой кости. Средняя лицевая и скуловая ширина намного превышают как остальные широтные, так и высотные размеры.

Строение мозга парантропа Бойса довольно примитивное. Эндокраны характеризуются сильно суженной лобной долей даже по сравнению с более древними грацильными австралопитеками.

Верхняя челюсть парантропа Бойса очень большая и массивная, очень высокая. Нижняя челюсть, как и верхняя, отличается огромными размерами и массивностью. Относительные размеры передних и заклыковых зубов P. boisei резко отличаются от пропорций, характерных для грацильных австралопитеков. Это классический вариант заклыковой мегадонтии, когда клыки и резцы редуцированы, а премоляры и моляры, напротив, гипертрофированы в размерах. При этом размер моляров увеличивается от первого к третьему. Эмаль зубов очень толстая, возможно, пища массивных австралопитеков состояла из грубоволокнистой, жесткой растительности.

Всё строение черепа P. boisei говорит о больших нагрузках, приходившихся на него; это выражается в большой толщине черепных стенок, развитии рельефа, общей архитектуре с массивными укрепляющими элементами, гипертрофированных челюстях. Жевательный аппарат P. boisei был чрезвычайно развит, все развитие костного рельефа и морфология нижнечелюстного сустава говорят о большой мощности жевательных мышц. Очевидно, массивные австралопитеки были адаптированы к питанию растительной пищей, причем, судя по всему, количество этой пищи было весьма значительным.

Рацион

Важно, что вместе с парантропом Бойса была найдена ореховая скорлупа, из чего в совокупности с мощными зубами и челюстями был сделан вывод о растительной специализации этого вида. Также рядом были найдены примитивные каменные орудия (обитая галька). Поначалу Луис Лики ошибочно полагал, что зинджантроп стал использовать каменные орудия первым из всех животных в истории, и консилиум учёных с неохотой признал, что Парантроп Бойса является одним из «недостающих звеньев», поскольку при всём примитивизме умел изготавливать каменные орудия, но уже через несколько месяцев в 1960 году Лики восстановил правду, вернулся и откопал на том же месте и Homo habilis - настоящего владельца тех каменных орудий, а парантроп Бойса, соответственно, оказавшись обедом Homo habilis, был сильно понижен в ранге.