Патраномодон — примитивный аномодонт из пермского периода ЮАР. 

Открытие

Окаменелости патраномодона нашли в формации Кару, в зоне эодицинодонов, самой низкой части группы Бофора. Группа Бофора - комплекс живых существ, обитавших с середины перми до раннего триаса. Зона эодицинодонов - одна из самых ранних в ней.

Описан патраномодон 1990 году Рубиджеем и Хопсом. Кроме ЮАР, где патраномодонов находили в самом большом количестве, останки этого синапсида находили в Европе, Индии и Китае.

Описание

Патраномодон - один из самых ранних представителей своей группы. У него, как и у аномоцефала всё ещё есть зубы, когда их потомки сохранят только пару клыков-бивней.

Род имеет много признаков растительноядного существа: разделение челюстных мышц на два типа и использование движений челюсти для перетирания растительного материала.

Череп

Нёбные кости и премаксилла делают морду более укороченной по сравнению с другими аномодонтами. На нёбе есть щель между гребнями крыловидных костей. У более поздних форм эта щель приобретает овальную форму.

Глазницы больше височных впадин, очень развиты.

Аддуктивная мускулатура нижней челюсти уступает в развитии дицинодонтам. Располагалась она на небольшом костном гребне по краям анторбитальных фенестр. Табуляр[1] не уменьшается, доходит до места соединения чешуйчатой и затылочной кости. Краниальный сустав нижней челюсти имеет форму винта, что предотвращает пропалинию[2] нижней челюсти, что отличает его от более поздних форм. Как и у всех аномодонтов, кроме бисериденса, у патраномодона была фенестра на нижней челюсти.

Зубы

Нижнечелюстные зубы были покрыты роговым веществом, на что указывают маленькие форамены. Премаксиллярные зубы не найдены, но считается, что их было три, как у галехира. На правой стороне верхней челюсти находилось семь конических зубов, а на левой - пять-шесть. Все верхнечелюстные зубы имеют одинаковый размер, кроме последнего зуба правой стороны, уступающего остальным в размерах. Коронки слегка изогнуты. Эмаль с внешней стороны гладкая, а с внутренней усеяна различными гребнями и впадинами.

Передняя часть черепа разрушилась, но считается, что и на верхней, и на нижней челюсти было два зуба. На левой стороне верхней челюсти находятся пять зубов и одна пустая альвеола. Зубы патраномодона во всех случаях сохраняются плохо, поэтому исчезает часть гребней и впадин.

Учитывая характер прорезывания зубов, отсутствие пропалинии и слабую височную мускулатуру, можно предположить, что патраномодон был небольшим хищником.

Посткарниальный скелет

Патраномодон2.jpg

Известны фагменты посткарниального скелета - 6 шейных позвонков, 4 спинных и три крестца, рёбра, дистальный конец лучевой кости, левая локтевая кость, почти полная левая передняя конечность, части подвздошной кости и левого лобка, неполная бедренная кость. 

Шейные позвонки коротки, не очень широкие, что позволяет отличить останки патраномодона от галехира. На четвёртом позвонке присутствует низкий вентро-медианный гребень, а вентральный киль, присущий галехиру, находится на всех позвонках. Патраномодон - единственный базальный аномодон, у которого известно число кречтцовых позвонков - их всего три. 

Пястные кости пальца увеличены, а второй и пятый пальцы равны по длине. Унгеальные фаланги, поддерживающие когти, узкие, слегка изогнутые и длинные. 

Систематика

Первоначально патраномодона описали как самого базального аномодонта. Вместе с галепом и галехиром он входил в семейство галехириды. Поздние анализы делают положение патраномодона неясным. Теперь он не считается самым базальным аномодонтом - его место занял бисериденс. В анализе Модеста 1999 года патраномодон указан как род, выделившийся из общей группы до разделения венюковий и чайнозавров. В самом последнем анализе 2011 года патраномодон занимает базальное место в группе чайнозавров.

Палеоэкология

Патраномодон был некрупным животным, обитавшим в полупустынных и лесистых местностях стаями. Основной рациона были некрупные животные и стебли суккулентов, богатых водой.

Примечания

  1. Табуляр - одна из костей черепа
  2. Пропалиния - движение нижней челюсти вперёд-назад

Источник