ФЭНДОМ

Пезия (лат. Pyozia) — монотипический род семейства вараноповых (Varanopidae Romer et Price, 1940), происходящий из средней перми Европы. Свое название род получил в честь реки Пеза в Архангельской области.

Описание

0u3cbc9e90-56714800-f7bc60c0

Единственный установленный вид — Pyozia mesenensis Anderson et Reisz, 2004. Его остатки обнаружены в местонахождении Усть-Няфта (Мезенский район, Архангельская область, Россия). Они датируются средней пермью (нерасчлененные верхнеказанский подъярус — уржумский ярус, биармийский отдел).

Найденные остатки принадлежат молодой особи. Они включают неполный череп, неполный плечевой пояс и несколько позвонков. Размеры пезии мелкие — ее общая длина предположительно составляла около 50 см.

Череп треугольный, как и у других варанопид. Задний край верхнечелюстной кости контактирует со квадратноскуловой костью. Как и у Mesenosaurus, но в отличие от других варанопид, скуловая кость формирует часть вентрального края черепа. У Mesenosaurus это происходит из-за отсутствия контакта между верхнечелюстной и квадратноскуловой костями, тогда как у пезии контакт между ними не заметен при взгляде сбоку. Межптеригоидная вырезка небольшая, округлой формы. Строение неба сходно с таковым у Mesenosaurus. Как и у Mesenosaurus, Archaeovenator и многих базальных амниот, таких как Petrolacosaurus, на птеригоиде расположены 3 ряда небных зубов. Эти зубы однородные и мелкие, за исключением зубов на поперечном фланге птеригоида, где они намного более крупные. Маленькие дополнительные зубы лежат вдоль антеролатеральной поверхности поперечного фланга. Челюстные зубы, как и у Archaeovenator, гомодонтные, не сжатые с боков, без зубчатых кантов. В предчелюстной кости 4 зуба. Увеличенные клыковидные зубы отсутствуют; в верхнечелюстной кости зубы постепенно уменьшаются в заднем направлении; последние 7 зубов наиболее мелкие, редуцированные. Это отличает Pyozia от Mesenosaurus и большинства других варанопид, для которых характерно наличие одного (у Mesenosaurus) или более клыковидных зубов, а челюстные зубы сжаты с боков и снабжены пильчатыми краями.

Филогенетический анализ помещает пезию у основания разделения ветвей Mycterosaurinae и Varanopinae. Это базальный варанопид, сходный с наиболее ранним и примитивным варанопидом Archaeovenator.

Пезия является вторым известным варанопидом из Краснощельской свиты (Мезенский фаунистический комплекс, приблизительно соответствующий по возрасту Очерской фауне). Другой варанопид из Мезенского комплекса — мезенозавр (Mesenosaurus romeri). Наличие в фауне Восточной Европы базального варанопида пезии предполагает, что варанопиды в середине перми были еще довольно разнообразны.

Систематика

Варанопиды

Археовенатор

Пезия

Миктерозавриды

Варанодонтиды

Источники