Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Пелоневст (лат. Peloneustes philarchus) — юрский плиозавр из Великобритании, обитал около 164.7 — 161.2 млн лет назад.

История изучения

Peloneustes philarchus holotype (Tarlo, 1960).jpg

Первые ископаемые окаменелости этого плиозавра были найдены Генри Портером, в отложениях Оксфордской глины, в районе Питерборо. В 1869 году эта находка была описана Генри Гувером Сили под видом Plesiosaurus philarchus. Экземпляр (CAMSM J.46913) состоял из отдельных костей с рострумом черепа. В 1889 году английский натуралист Ричард Лидеккер, на основании новых находок, выделил этот вид в собственный род Peloneustes, название образовано от греч. pelos «грязь, глина» (относится к формированию Oxford clay) и греч. neustes, «пловец».

Более подробные описания пелоневста были основаны на образцах из знаменитой коллекции Лидса, в музее NHMUK (ранее Британский музей), Геолого-палеонтологическом институте Тюбингена (GPIT) и Музее естественной истории Штутгарда (SMNS). Они уже были ранее описаны различными авторами, однако их выводы отличаются своими анатомическими интерпретациями. Благодаря своей долгой таксономической истории, множество дополнительных видов были отнесены к этому роду, пока Халстед Тарло, в 1960 году, не признал этот род монотипическим, то есть содержащим один единственный вид. Некоторые из этих видов, например Peloneustes irigisensis из Саратовской области России, были переквалифицированы в род Pliosaurus, а другие получили свои собственные названия. Например O’Kефи, в 1998 году, предварительно причислил к роду Peloneustes неописанный образец из Музея Гауффа, в Германии, который впоследствии стал голотипом гауффиозавра (Hauffiosaurus zanoni).

Peloneustes philarchus (образец NHMUK R4058 и NHMUK R3803)

В 2010 году Хилари Кетчум и Роджер Бэнсон, в своём исследовании, провели тщательный анализ всего хорошо сохранившегося черепного и ассоциированного посткраниального материала пелоневста, включая образцы с идеальным трехмерным сохранением (NHMUK R4058 и NHMUK R8574). Это исследование является очередным шагом в переоценке анатомии и отношений между различными представителями этой успешной группы морских хищников[1]

Описание

Череп Peloneustes philarchus

Пелоневст является одним из нескольких известных родов плиозавров из Оксфордской глинистой свиты Великобритании. Это один из лучших образцов морских рептилий из этих отложений, представленный множеством черепов, различной степени сохранности и несколькими частичными скелетами, что говорит о том, что он является самым распространенным плиозавром из района Питерборо. Однако он является одним из самых маленьких представителей этой группы, достигая всего около 3 метров (9.8 футов) в длину. Пелоневст характеризуется удлиненным челюстным наростом, который содержит 13—15 пар зубов, количество верхнечелюстных зубных альвеол достигало 30—31, а на нижней челюсти 36—44. В отличие от большинства плиозавридов пелоневст имеет шесть пар предчелюстных зубов. Пелоневст позиционируется как один из самых базальных плиозаврид, по сравнению с другими юрскими хищниками, такими как лиоплевродон (Liopleurodon), брахавхений (Brachauchenius) и плиозавр (Pliosaurus).

Галерея

Источники

Advertisement