Redstar.png

Пентекоптер (лат. Pentecopterus decorahensis) — род ордовиксикх ракоскорпионов, обитавших на территории Айовы, США. Является старейшим эвриптеридом. Он превосходит предыдущего рекордсмена — брахиоптера — на девять миллионов лет. 

История изучения

Большая часть окаменелостей из Виннешекского сланца Декоры были добыты в 2010 году из 4-метрового разреза. Другие образцы были получены из блоков, размытых наводнением, затронувшем верхние 2-3 метра разреза. Всего было получено 5000 образцов, среди которых 6,6 процентов приходится на эвриптерид, в том числе и на пентекоптера.

Сам ракоскорпион был описан в 2015 году Ламсделлом, Бриггсом, Лю, Витцке и Маккеем на основе образца SUI 139941. Эвриптериду дали название Pentecopterus decorahensis, что является слиянием названия древнегреческого боевого корабля (пентеконтеры) и греческого слова pterus, крыло, типичного окончания для эвриптерид. Видовое название decorahensis отсылает к месту обнаружения в Айове.

Пентекоптер — второй ракоскорпион из Айовы после сомнительного миктеропа Mycterops whitei.

Описание

Pentecopterus decorahensis 1.jpg

Голотип пентекоптера, SUI 139941, состоит из вентральной части просомы и проксимальных подомер второго головного придатка. Известно также несколько паратипов и дополнительных окаменелостей, хранящиеся в палеонтологической коллекции Университета Айовы.

Пентекоптер является довольно крупным ракоскорпионом — самые крупные образцы имеют предполагаемую длину в 1,7 метра. Таким образом он был самым крупным членом семейства, хотя ранее считалось, что мегалограпт  Megalograptus shideleri имел длину в 2 метра, хотя по последним данным его размеры были сокращены до 56 см. Средняя длина у пентекоптера варьируется в пределах 75-100 см.

Pentecopterus decorahensis.jpg

Найдено очень много останков пентекоптера, в том числе и особей на разных стадиях развития, благодаря чему удалось точно описать морфологию ракоскорпиона. Пентекоптер является мегалораптидом, который сохранил всего одну пару шипов - на третьем подомере третьего головного придатка. Этот придаток имеет V-образную форму с зубчатым дистальным краем подомеров. Вентральная часть просомы расширена впереди, претельсон отсутствует, тельсон широкий, клиновидный, на латериальной стороне имеются чешуйки. Вентральная часть просомы имеет такое же строение, как у эвриптерида эриэоптера: она покрывает переднюю и боковую часть вентральной стороны тела. Придатки прикреплялись к мягкой брюшной части просомы. Головной щит имел форму вытянутой трапеции.

Систематика

12862 2015 443 Fig1 HTML.gif

Пентакоптер входит в состав семейства мегалограптиды - одного из ранних семейств эвриптерид. Члены этого семейства имели две и более пары шипов на подомерах четвёртого придатка, уменьшенными шипами на придатках и крупными экзоскелетами с яйцевидными или треугольными чешуйками.

Пентекоптер имеет такие признаки семейства, как хаотичная орнаментация на подомерах четвёртого придатка, узкая гнатобаза с мелкими зубчиками на тазике пятого придатка. Как и у мегалограпта, у пентекоптера чешуйки идут вниз по опистостомальным тергитам, однако у второго они расположены слабо выраженными рядами. В отличие от остальных мегалограптид у пентекоптера была пара шипов на третьем придатке, один терминальный шип на каждом придатке, а сложный орнамент наоборот отсутствует. У данного ракоскорпиона отсутствуют церкальные лопасти, которые были у мегалограпта и были нужны для направления движения. Следовательно, пентекоптер вёл более донный образ жизни. Среди уникальных черт этого ракоскорпиона стоит выделить необычную форму панциря и шестого подомера шестого придатка. У пентекоптера на тельсоне присутствовали чешуйки, как у птериготиоидов, однако это является результатом конвергенции.

Анализ 2015 года

Megalograptidae

Echinognathus clevelandi

Megalograptus williamsae

Megalograptus ohioensis

Megalograptus welchi

Pentecopterus decorahensis

Палеоэкология

Модель пентекоптера в натуральную величину. Автор - Vannie Bugg

Пентекоптер — старейший ракоскорпион, обитавший в среднем ордовике. Виннешекские сланцы, в которых его обнаружили, датируются дарривильским ярусом.

Виннешекский сланцы — слоистые песчаные сланцы толщиной 18-27 метров с колебающимся от зеленовато-коричневого до тёмно-серого цветом. Образованы они благодаря затоплению местности верховьями реки Айовы. Данные бурения показывают, что минимальная толщина данных сланцев — 18 метров, однако систематически изучены только верхние четыре. Именно на этой глубине были найдены большинство окаменелостей пентекоптера. Эти сланцы относятся к круглому бассейну диаметром 5,6 км в районе Декора. Предположительно, он возник из-за падения астероида. Палеогеографические и палеоэкологические сведения показывают, что место падения было в прибрежном районе с небольшим количеством кислородом, возможно, в солоноватой лагуне на берегу южной Лаврентии. Фауна Виннешекских сланцев отличается от типичных морских захоронений, видимо, эта среда не подходила для большинства типичных морских животных — конодонтов, рыб, членистоногих и водорослей. 

Пентекоптер был быстрым донным хищником, охотящимся на редких бесчелюстных.

В культуре

Модель пентекоптера была создана для программы National Geographic "Странная правда". Проекту помог Джеймс Ламсделл, один из авторов описания, который предоставил описание с иллюстрациями. Когда модель была создана, её отвезли на место обнаружения останков.

Галерея

Источник