ФЭНДОМ

Первушовизавр - род ихтиозавров из среднего мелового периода, обитавший на территории России.

История изучения

Первушовизавра обнаружили возле деревни Нижняя Банновка в местности, известной как Берег плезиозавров. Название происходит от фильма Д. С. Худякова, в котором пионеры из Саратовской экскурсионно-туристской станции находят останки морских ящеров. Некоторое время спустя там побывала экскурсия из Саратовского государственного университета под руководством палеонтолога Е. М. Первушова.

Kartinka dnya pervushovizavr 3 703

Вместе с ним в составе экспедиции отправилась группа школьников, один из которых обнаружил на обрыве выступающий кончик морды неизвестного науке ящера. Ребёнок просто выцарапал возле кости надпись "PLESIO", после чего вернулся в Саратов.

Позднее, в сентябре, на раскопки останков отправилась группа саратовских палеонтологов во главе с Первушовым. Однако попытка достать кости оказалась неудачной: как только группа прибыла на место, начался дождь, длившийся целую неделю, а берег превратился в болото. Через два месяца, в ноябре, за окаменелостями отправилась новая экспедиция под руководством профессора В. Г. Очева, которому помогал краевед Худяков с альпинистами любителями.

Kartinka dnya pervushovizavr 5 703

Рострум из Нижней Банновки

За пару дней альпинистам удалось пробить дорогу к останкам, от которых сохранился только рострум. Остальной скелет был уничтожен эрозией ещё до обнаружения. Останки вырубили вместе с куском породы, который для транспортировки обшили досками. Находку дотащили до обрыва и подняли, привязав к бамперу грузовика. Образцу дали название SSU 104a/24, после чего посчитали, что он относится к платиптеригию, однако позже Архангельский выделил образец в самостоятельный род, названный в честь Первушова. Позднее описали второй вид, P. campylodon, до этого относящийся до этого к платиптеригию.

Описание

Первушовизавр известен по нескольким образцам, один из которых достигает длины в 1 метр.

B3b5cdf262da838b1a6bce69774536b2
Это один из последних крупных ихтиозавров, обитавших на земле. Как и у остальных меловых представителей этой группы, у первушовизавра был удлинённый рострум с большим количество острых зубов. Отличием от других ихтиозавров являются обширные углубления на лобных костях и ряд мелких отверстий на нижней челюсти. Подобные структуры есть и у дельфинов, поэтому первушовизавр мог также использовать эхолокацию, издавая высокие свистящие звуки. В передне-вентральном положении относительно ноздри на премаксилле находилось ещё одно небольшое отверстие. По бокам челюстей шли необычные гребни, а носовые и слёзные кости имеют уникальную конфигурацию. Кроме того, вокруг ноздрей располагались необычные кости, которые прикрывали их, придавая им полукруглую форму.

Как и все ихтиозавры, первушовизавр обладал обтекаемой формой тела.

Систематика

Pervushovisaurus campylodon rostra

Рострум P. campylodon

Первоначально первушовизавр считался видом платиптеригия, другого позднего ихтиозавра, однако их разделяли 20 млн лет. Позднее его посчитали nomen dubium, так как анализ МакГована и Мотани 2003 года не установил диагностических признаков, которые нашёл Фишер в 2014 году. В 2016 году к этому роду приписали ещё один вид, P. campylodon, обитавший в сеноманском ярусе на территории Англии и Италии. Он отличается от типового вида более длинной верхней челюстью. В целом, первушовизавр был самым специализированным видом платиптеригин.

Палеобиология и палеоэкология

Первушовизавр отличался от остальных ихтиозавров мелового периода крупными размерами и наличием эхолокации, с помощью он находил свою добычу - кальмаров, более мелких рептилий, рыб. Сам первушовизавр служил добычей для крупных плиозавров-брахиухений, последние крупные представители тоже обитали в Поволжье.

Источники