ФЭНДОМ

Пинакозавр — анкилозавр из Азии, обитавший в меловом периоде 80-75 млн л.н.

История находкиПравить

Первые ископаемые окаменелости были обнаружены Вальтером Уоллисом Грейнджером в 1923 году, во время Центрально-Азиатской экспедиции в пустыне Гоби, в Монголии, организованной Американским музеем естественной истории. В 1933 году найденные окаменелости были описаны Чарльзом Уитни Гилмором как Pinacosaurus grangeri, название означает «дощатый ящер», со ссылкой на небольшие прямоугольные щитки, покрывающие голову. Голотип (AMNH 6523) состоит из частичного разрушенного черепа, нижней челюсти, первых двух шейных позвонков, а также нескольких костей. Второй вид Pinacosaurus ninghsiensis из Китая, был описан Янгом в 1935 году, в настоящее время считается младшим синонимом P. grangeri.

С тех пор множество останков причисленных к этому виду было обнаружено во время советско-монгольских экспедиций в 1946–1949 годах, польско-монгольских палеонтологических экспедиций 1963-71 годов и советско-монгольских экспедиций в 1969-1970 годах.
Pinacosaurus 100-1301
Pinacosaurus skull
Монголо-японские экспедиции в 1993-1998 годов и Канадские экспедиции "Динозавры Гоби" в период с 2001 по 2006 год добавили много нового материала. Позже, некоторые экземпляры были отнесены к другим родам, в том числе почти полный посткраниальный скелет (PIN 614) был классифицирован как Syrmosaurus viminocaudus, а посткраниальный скелет без черепа (MPC 100/1305 ) причисленный к роду Saichania, в результате новых исследований проведенных Викторией Арбор и Филлом Карри в 2013 году, были признаны принадлежащими к роду Pinacosaurus.

Pinacosaurus juveniles
Канадско-китайский исследовательский проект по поиску динозавров, под руководством канадского палеонтолога Филла Карри, на территории Монголии и Северного Китая в 1987-1990 годах позволил обнаружить останки 12 юнивильных особей пинакозавра. Потом последовала Китайско-бельгийская экспедиция Паскаля Годефруа 1999 года,
Pinacosaurus mephistocephalus
в ходе которой удалось обнаружить практически полный скелет с черепом (образец IMM 96BM3/1) выделенный в новый вид Pinacosaurus mephistocephalus.

ОписаниеПравить

Грегори Скотт Пол в 2010 году определил размер пинакозавра в 5 метров (17 футов) и 1,9 тонн веса. Известные взрослые черепа имеют длину около 30 сантиметров. Туловище имеет довольно легкое телосложение и плоскую форму, как и всех анкилозаврид у пинакозавра был костяной клубень-булава на конце хвоста, который он вероятно использовал в качестве оборонительного оружия против хищников. Конечности имеют по 5 пальцев, а формула фаланг имеет формулу 2-3-3-3-2, это означает что первый палец конечностей состоит из двух костей, следующий имеет три и т.д. Туловище со стороны крупа и хвоста было покрыто довольно длинными и плоскими треугольными шипами, на спине присутствовали параллельные ряды небольших овальных остеодерм. Конфигурация и площадь покрытия тела остеодермами известна только частично, ни один образец не сохранил полный набор.[2]

В популярной культуреПравить

  • во второй серии двухсерийного сериала "Вся правда о динозаврах убийцах", пинакозавр был назван анкилозавром, что странно , т. к. анкилозавр ни когда не обитал на территории Монголии или Евразийском контененте вобще . В програме показана атака тарбозавра на пинакозавра, в результате которой хищник ломает себе ногу от удара хвостом . Также два велоцираптора подкрались к трем детенышам когда их мать отлучилась, после чего нападают и убивают одного из малышей.

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Pinacosaurus

Галерея Править