Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Платиопозавр (лат. Platyoposaurus), в старой литературе фигурирует как Платиопс (лат. Platyops) — род среднепермских темноспондильных, живших на территории современной России, представитель семейства Archegosauridae, подсемейства Platyoposaurinae.

История находки

Правая бедренная кость Platyoposaurus vjuschkovi из местонахождения Малая Кинель (Оренбургская область).

В 1880 году английский палеонтолог Уильям Твелвтриз впервые описал платиопозавра по остаткам, найденным в местонахождении Рождественский рудник в Оренбуржской области. Впоследствии он назвал новый вид Platyoposaurus rickardi. После этого голотип из Приуралья, который ранее хранился в кабинете суперинтенданта Русской Медной Компании Т. Рикарда, был полностью утерян, сохранились лишь изображения и иллюстрации из книг и научной литературы. Фрагменты черепа, описанные в советское время Н. И. Новожиловым из Каргалинских медных рудников были ошибочно отнесены исследователями к роду Platyoposaurus, однако согласно Ю. М. Губину данные находки принадлежали некому пеликозавру.

В 1991 году палеонтологи Кокс и Хатчинсон, изучив фрагментарные остатки черепа Prionosuchus plummeri, впервые описанного Л. Прайсом в 1948 году, отнесли этот вид к роду Platyoposaurus, основываясь на сходном строении их черепов, однако в ходе изучения пыльцы и растений из формации Педра де Фого (местонахождения остатков прионозуха) было выявлено, что формация датируется ранним пермским периодом. Это опровергло принадлежность прионозуха к платиопозавру, ведь последний жил в период со средней по позднюю пермь, в следствии чего первого выделили в отдельный монотипический род.

Находки в России

Черепа Platyoposaurus watsoni из местонахождения Шихово-Чирки (Кировская обл.) в экспозиции Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова РАН

На данный момент в России известно 8 местонахождений остатков платиопозавра в Кировской, Оренбургской областях, республиках Коми, Башкирии и Татарстане. Примечательно, что в в Бразилии находили остатки темноспондильных, похожих на восточноевропейских архегозавридов, скорее всего являющихся родственниками платиопозавра, среди которых наиболее примечательным был прионозух (Prionosuchus plummeri). Это животное было в несколько раз больше платиопозавра и достигало гигантских размеров, с длиной в 9 метров и массой в 2 тонны, на данный момент он считается самым большим земноводным, когда-либо жившим на земле. Внешне прионозух очень сильно напоминал своего более мелкого родственника, пусть и превосходил его по габаритам (об их родстве говорит принадлежность обоих таксонов к одному и тому же подсемейству). Кроме прионозуха в Южной Америке также были обнаружены остатки Bageherpeton longignathus, представляющие собой дермальные чешуйки; он обладал куда более скромными размерами, длина черепа составляла около 32 сантиметров. Обнаружение остатков сходных друг другу видов в Северном и Южном полушарии доказывает, что в ранней-средней перми между Гондваной и северными материками существовал сухопутный мост, благодаря которому первые архегозавриды смогли расселиться по единому на тот момент суперконтиненту Пангее.

Кости черепа Platyoposaurus stuckenbergi из местонахождения Акбатыровский рудник (Кировская обл.): А — задний отдел правой ветви нижней челюсти, В — правая сторона заглазничного отдела черепа с ушной вырезкой

В коллекции Геологического музея имени А. А. Штукенберга Казанского университета из более ста экземпляров костей тетрапод пермского и триасового периодов 70 принадлежат платиопозавру из Акбатыровского рудника (Кировская область), которые в основном принадлежат особям вида P. stuckenbergi. Большая часть костей и их фрагментов (Почти 95 % всех экземпляров) — различные фрагментарные остатки черепа; покровные кости, фрагменты нижней челюсти и целые предглазничные отделы без ростральной части.

Описание

Реконструкция скелета Platyoposaurus stuckenbergi из местонахождения Белебей (Башкортостан) в экспозиции Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова РАН

Внешне платиопозавр, подобно своему родственнику прионозуху, был похож на гавиала, в нём проявлялись больше крокодильи, нежели амфибийные черты. Он обладал длинной, резко суженой ростральной частью черепа, а на концах челюстей присутствовало ложковидное озубленное расширение. Его наружные ноздри имели щелевидную форму и были сдвинуты назад, а потому они плохо заметны на ископаемых черепах. Имел узкие ушные вырезки, в заглазничной части черепа присутствовали бугры на таблитчатых костях и впереди ушных вырезок. На верхней челюсти присутствовало два ряда зубов, при этом зубы на конце как верхней, так и нижней челюстей значительно превосходили по размерам остальные. Платиопозавр обладал массивным и коренастым телосложением, в скелете присутствовало 22 предкрестцовых позвонка, у него были сильно развиты крючковидные отростки туловищных рёбер. Его брюхо покрывали мелкие удлинённые чешуйки овальной формы, однако на спине таких чешуек не обнаружено. Конечности, в частности задние, были довольно длинными. Остистые отростки были очень высокими, в частности на хвосте, а сам хвост не очень длинный и уплощён с боков.

Согласно Е. Д. Конжуковой, платиопозавр мог вести полуводный образ жизни, так как по её мнению пребывание в воде было связано только с питанием. Другой палеонтолог, М. Ф. Ивахненко, был не согласен с Е. Д. Конжуковой. Он полагал, что платиопозавр, будучи рыбоядным хищником, был исключительно водным животным, ибо его питание и размножение происходили в водной среде, потому ему не требовалось выходить на сушу. Именно его точку зрения разделяет большинство учёных.

Многие детали о строении тела платиопозавра стали известны благодаря почти полному скелету P. stuckenbergi, найденному в местонахождении Белебей (Республика Башкартостан), а также черепам P. watsoni из местонахождения Шихово-Чирки (Кировская область).

Классификация

Кладограмма надсемейства архегозавроиды на момент 2007 года:

Archegosauroidea 

Sclerocephalus haeuseri Sclerocephalus.jpg

Syndyodosuchus tetricus

Cheliderpeton vrayni Cheliderpeton vranyi.jpg

Cheliderpeton latirostre

Intasuchus silvicola Интазух.jpg

Melosaurinae

Konzhukovia vetusta Konzhukovia vetusta.jpg

Tryphosuchus paucidens Tryphosuchus.jpg

Koinia silantjevi

Melosaurus uralensis Melosaurus platyrhinus.jpg

Uralosuchus tverdochlebovae

Archegosaurus dyscriton Archegosaurus.jpg

Archegosaurus decheni Archegosaurus decheni.jpg

Collidosuchus tchudinovi Collidosuchus.jpg

Kashmirosaurus ornatus' Kashmirosaurus.jpg

Australerpeton cosgriffi Автралерпетон.jpg

Bashkirosaurus cherdyncevi

Platyoposaurus stuckenbergi Platyoposaurus stuckenbergi.jpg

Prionosuchus plummeri Prionosuchus (Ha).jpg

Виды

  • P. rickardi (Tvelvetrees, 1880) — типовой вид, остатки которого впервые были найдены в медистых песчаниках Приуралья.
  • P. stuckenbergi (Trautschold, 1884), «платиопозавр Штукенберга» — самый крупный вид, описанный по остаткам из Акбатыровского Рудника (Уржумский наземный песчаник). Он известен по почти полному скелету, однако ростральная часть черепа плохо сохранилась.
  • P. watsoni (Efremov, 1933), «платиопозавр Уотсона» — маленький вид. Был описан по многочисленным остаткам из местонахождения Шихово-Чирки, находящегося в Уфимском/Казанском дельтовом известняке в Печищинской формации. Известен полный череп данного вида.
  • P. vjuschkovi (Gubin, 1989), «платиопозавр Вьюшкова» — вид, описанный лишь по одной правой бедренной кости, найденной в Малой Кинели в Оренбургской области Б. П. Вьюшковым.

Галерея

Источники

Advertisement