ФЭНДОМ

Платисомы - небольшая, но успешная группа древних костистых рыб. Известны с начала Каменноугольного пенриода до конца Перми. Имели глобальное распространение, но наиболее многочисленны в северном полушарии. Семейство Platysomidae включает всего несколько родов: Chirodus, Eurysomus, Paranaichthys, Platysomus, Schaefferichthys, Tompoichthys.

Описание

Платисомы исключительно хорошо сохраняются в ископаемом состоянии: их толстая, крупная четырехугольная чешуя медленно разрушается и не разделяется на отдельные пластиннки, поскольку чешуи скреплены друг с другом с помощью ямок и выступов. Двухслойная ганоидная чешуя была надежной зищитой от мелких хищников, но только мешала спасаться от более крупных.

Платисомусы

Две особи рода Platisomus

Представители Platysomidae имеют небольшой размер, обычно не длиннее 25 см. Тело платисомов сильно сжато с боков, зато имеет значительный вертикальный размер, который может достигать двух третей полной длины тела. голова крупная, высокая; набор и вид покровных костей черепа меняется от одного вида к другому. Крупная глазница у всех видов.

Парные плавники небольшие. Непарные – удлинены. Начинаются от верхнего и нижнего углов тела и почти достигают хвоста. Хвостовой плавник гетероцеркальный (покрытое чешуей тело рыбы продолжается в верхнюю лопасть), но близок к симметричности по форме. Передние края всех плавников защищены фулькрами (треугольными вильчатыми чешуями). Скелет окостеневает частично. Окостеневает мозговой череп; не окостеневают тела позвонков, дуги позвонков могут окостеневать.

Зубы крупные, на верхней челюсти прослеживаются два ряда зубов. У некоторых видов зубы имеют заостренную коническую форму, у других зубы расширенные, давящие.

Образ жизни

Платисомы являлись типичными обитателями прибрежных морей и пресных водоемов в течение всей Перми. В некоторых местах они даже являются мусорными ископаемыми. Данные рыбы предпочитали водоемы, изобилующие укрытиями (их форма идеальна для жизни между камней, в зарослях кораллов или в затопляемых лесах и каламитовых зарослях). Двигались они мало, предпочитали оставаться на месте около укрытия. Однако, при необходимости могли развить большую скорость на непродолжительное время.

Питание

Питались платисомы мелкой рыбой, личинками амфибий и насекомых. Те виды, которые имели давящие зубы, могли питаться ракообразными, моллюсками и даже коралловыми полипами. Возможно и питание зоопланктоном.