Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Redstar.png

Плезиозавр (лат. Plesiosaurus) — род юрских плезиозавров средних размеров, обитавших в обширных морях на территории современной Великобритании.

История находки

Скелет Plesiosaurus dolichodeirus.

Это был первый из описанных видов плезиозавров, обнаруженный на территории графства Дорсет (Англия). Окаменевший скелет был обнаружен Мэри Эннинг, в юрских отложениях Лайм-Риджиса, длина образца оценивается в 3-3,5 метра (10-11 футов). В 1824 году найденный экземпляр был описан Уильямом Конибером под видом Plesiosaurus dolichodeirus. Ископаемый образец (образец BMNH 22656), находится в Лондонском Музее естественной истории.

Описание

Реконструкция Plesiosaurus dolichodeirus

Плезиозавр P. dolichodeirus внешне похож на других представителей отряда плезиозавров. Образец, найденный Мэри Эннинг, датируется синемюрским веком юрского периода, возрастом 199—190 млн лет назад. По сравнению с другими плезиозаврами, у данного вида, была небольшая голова. Череп намного уже и длиннее, достигает наибольшей ширины прямо за глазами. Передняя часть головы имеет «треугольную» форму. Внешние ноздри перекрывают внутренние ноздри, они расположены не на кончике рыла, а ближе к глазам. В отличие от ноздрей ромалеозавра (Rhomaleosaurus) они, похоже, не были приспособлены для подводного обоняния. Зубы плезиозавра — это простые «иглоподобные конусы», которые слегка изогнуты и округлые в поперечном сечении. Челюсти имеют от 20 до 25 зубов в верхней части челюсти и 24 зуба в нижнем отделе.

Plesioscale.png

Плезиозавра считают среднеразмерным представителем семейства, который мог вырастать до 3,5 метров в длину. Шея ящера состояла в среднем из 40 позвонков; различные экземпляры сохранили от 38 до 42 шейных позвонков. Оставшаяся часть позвоночника состоит из нескольких (4 или 5 в образце голотипа) «грудных» позвонков, примерно 21 спинной позвонок, 3 или более крестцовых и как минимум 28 хвостовых позвонков. Как правило, тела шейных позвонков вытянутые и немногим более длинные, чем высокие. Ширина, как правило, больше или равна длине. Суставные поверхности тела шейного позвонка имеют слегка вогнутую форму с округлыми краями. На вентральной поверхности тела позвонка обнаруживаются маленькие отверстия, называемые лат. foramina subcentralia.

Рёбра расположены от шеи до хвоста. Шейные рёбра имеют форму топорика и несут 2 суставные головки. Спинные рёбра толстые и несут только 1 головку. Рёбра крестца короткие, крепкие и тупые, заканчиваются шишковидными образованиями на обоих концах. Хвостовые рёбра имеют различную морфологию в зависимости от своего расположения вдоль хвоста, причем передние рёбра заострённые, а расположенные ближе к концу хвоста — широкие и тупоконечные. Помимо непосредственно рёбер у плезиозавров были гастралии, или «брюшные рёбра». 9 и более пар гастралий имеются между плечом и тазом. Каждый их набор состоит из 7 элементов: кость в середине, окружённая 3 боковыми элементами.

Плечевой пояс известен лишь частично, но, видимо, он типичен для плезиозавров. Он состоит из слитых на переднем крае ключиц, лопаток и больших коракоидов. И лопатки, и коракоиды соединены с гленоидной впадиной. Пара овальных отверстий, называемых грудными окнами, располагаются посередине вдоль лопаточно-коракоидного сочленения. Передние конечности удлиненные и относительно узкие по сравнению с таковыми у большинства представителей семейства. Плечевая кость имеет отличительную кривизну, которая, по-видимому, является общей примитивной чертой, характерной для завроптеригий. Зрелые плезиозавры также имеют характерную бороздку вдоль вентральной поверхности плечевой кости. Предплечье включает плоскую, широкую, в форме полумесяца локтевую кость и «крепкую, подобную столбу» лучевую кость. Запястье состоит из 6 костей. В передних плавниках было по 5 пальцев, формула фаланг неясна.

Таз животного состоит из лобковых, седалищных и лопатоподобных подвздошных костей. Вертлужная впадина образована поверхностями лобковых и седалищных костей. Как и в плечевом поясе, между седалищными и лобковыми костями имеется пара отверстий. Задние конечности длинные и узкие, у взрослых животных они значительно меньше передних. Бедренные кости прямые. Задние конечности включают 2 примерно одинаковые по размеру кости, крепкие берцовые и малоберцовые кости в форме полумесяца. В лодыжке 6 костей. Задние плавники содержат по 5 пальцев.

История изучения

Первый полный скелет плезиозавра был обнаружен ранним палеонтологом и охотницей за окаменелостями Мэри Эннинг в породах синемурийского (раннеюрского) возраста нижней группы Лиас в декабре 1823 г. Дополнительные окаменелости плезиозавра были обнаружены в породах группы Лиас в Дорсете в течение многих лет, «до прекращения добычи полезных ископаемых в группе Лиас в начале этого [двадцатого] века».

Плезиозавр был одним из первых «допотопных рептилий», обнаруженных и вызвавших большой интерес в викторианской Англии. Его так назвали («почти ящерица») Уильям Конибир и Генри Де ла Беш, чтобы указать, что он был больше похож на нормальную рептилию, чем на ихтиозавра, который был найден в тех же пластах породы всего несколькими годами ранее. Плезиозавр — архетипический род Plesiosauria, описанный первым, отсюда и название этого отряда. Конибер и Де ла Беш придумали название для разрозненных находок из региона Бристоль, Дорсет и Лайм-Реджис в 1821 году. Типовой вид плезиозавра, P. dolichodeirus, был назван и описан Конибером в 1824 году на основе оригинальных находок Эннинг.

Классификация

Исторически плезиозавр был «мусорным таксоном». Частично это было связано с несколькими анатомическими и таксономическими исследованиями соответствующих окаменелостей. Некритичная таксономическая работа привела к тому, что сотни видов, представляющих большую часть мира, и большая часть мезозоя были отнесены к плезиозавру. Обзор раннеюрских видов показывает, что единственным английским видом, надлежащим образом отнесенным к плезиозавру, является P. dolichodeirus.

Приведённая ниже кладограмма отражает результаты филогенетического анализа 2012 года, выполненного Бенсоном и его командой, и показывающей филогенетическое размещение плезиозавра в пределах одноимённого отряда:

 Pistosauria 

"Посткраниум Pistosaurus"

Пистозавр

Yunguisaurus liae

Augustasaurus hagdorni

 Plesiosauria 

Bobosaurus forojuliensis

Anningasaura lymense

 Rhomaleosauridae 

Stratesaurus taylori

Macroplata tenuiceps

Avalonnectes arturi

Eurycleidus arcuatus

Meyerasaurus victor

Maresaurus coccai

Atychodracon megacephalus

Archaeonectrus rostratus

Rhomaleosaurus

Neoplesiosauria 
 Pliosauridae 

Thalassiodracon hawkinsi

Hauffiosaurus spp.

Attenborosaurus conybeari

Продвинутые плиозавриды (Peloneustes)

 Plesiosauroidea 

Eoplesiosaurus antiquior

Plesiosaurus dolichodeirus

Plesiopterys wildi

Cryptoclidus eurymerus

 Microcleididae 

Eretmosaurus rugosus

Westphaliasaurus simonsensii

Seeleyosaurus guilelmiimperatoris

Microcleidus tournemiensis

Microcleidus brachypterygius

Microcleidus homalospondylus

Источники

Галерея

Advertisement