Вымершие животные вики
Advertisement

Полионакс (лат. Polyonax) — вид птицетазовых динозавров семейства цератопсид (Ceratopsidae), существовавший в конце мелового периода (66 млн лет назад) в Северной Америке. Окаменелые останки вида найдены в 1973 году в отложениях формации Денвер в штате Колорадо в США. Из-за недостаточности ископаемого материала, Polyonax mortuarius иногда рассматривается как nomen dubium (сомнительный вид). Единственный и типовой вид — Polyonax mortuarius.

Описание[]

Во время поездки в 1873 году по западной части США, палеонтолог и натуралист Эдвард Коп собрал некоторый фрагментарный динозавровый материал, который он вскоре описал как новый род. Эти остатки каталогизированы под номером AMNH FR 3950. Типовой материал включал в себя три грудных позвонка, части костей конечностей, и то, что в настоящее время известно, как роговые ядра у юных индивидов. Хотя останки некоторое время находились вперемешку с останками гадрозавров и даже считались синонимом Trachodon, в конце концов была признана их принадлежность к цератопсам в первой монографии о рогатых динозаврах (1907). Самый последний обзор описал останки как неопределенный цератопсид. Иногда род описывается как синоним агатаума или трицератопса.

Как цератопсид, полионакс был крупным четвероногим травоядным животным с надбровными и носовыми рогами и воротником на шее.

Трудно сказать, каким было поведение Polyonax без дополнительных ископаемых свидетельств. Вероятно, представители рода использовали рога для драки за партнеров для размножения, территорию и еду. Они также, вероятно, защищались от хищников, используя рога. Воротники имели отчетливый узор и были ярко окрашены для общения между представителями вида. Вероятно, это было бы очень активное животное, живущее в социальных группах и заботящееся о своих детенышах. Но все это только предположения.

Формация Денвер представляла собой затопленную речную равнину, с множеством рек, впадающих в близлежащее Внутреннее море. Это была местность, покрытая болотами и густой водной растительностью, с труднопроходимыми песчаными и илистыми берегами. Здесь была пышная субтропическая лесная среда с большим количеством деревьев. Вероятно, были обычными и извержения вулканов. Растительный мир был разнообразным — папоротники и магнолии, фикусы и плауны, пальмы и другие цветущие растения. В этом пышном месте обитало множество черепах и млекопитающих. Здесь присутствовало небольшое сообщество динозавров с гадрозаврами, такими как Edmontosaurus, купологоловый Pachycephalosaurus, страусоподобный орнитомим и большой хищник тираннозавр, который представлял бы главную опасность для полионакса. Что касается других цератопсов, то здесь встречался Triceratops, который на самом деле мог быть и Polyonax.

Источники[]

Advertisement