Пробурнетия — род пермских терапсид, живший на территории современной России.

Описание

0u4b0bed3e-2a2600fb-2ac10c4d.jpg

Род описал в 1968 году Леонид Татаринов по голотипу PIN 2416/1.

Длина черепа — 21 см, а размеры самого животного напоминают собачьи.

Отличительной чертой пробурнетии является наличие особых выростов возле глаз, на затылке и по бокам черепа. В них находятся отпечатки сосудов. Считается, что эти выросты служили для выработки гормонов, или защищали глаза от повреждения в зарослях растений.

Описана верхняя носовая раковина (турбиналь), хоаны сдвинуты вперёд, костного вторичного нёба нет, но мягкие ткани могли образовывать неполное вторичное нёбо. Вероятно, всеядное животное.

В 2006 году в Южной Африке в примерно одновозрастных с Ильинским комплексом отложениях найдена парабурнетия, очень сходная с пробурнетией.

Посткраниальный скелет сегодня почти не известен. Предположительно он был схож со скелетом горгонопсов и эотитанозухов (биармозухов). То есть напоминал скелет бегающего млекопитающего, при этом постановка передней конечности так и оставалась примитивной: плечевая кость ориентирована почти горизонтально, потому и не разгибалась полностью, а строение бедренной кости сравнимо с костью сегодняшних крокодилов.

Палеоэкология

Пробурнетия жила в пермских лесах и подлесках пермского периода. Охотилась она на мелких терапсид, рептилий, амфибий и насекомых. По своим повадкам напоминала волка.