ФЭНДОМ

Protodonata или Meganisoptera (лат.) — отряд вымерших стрекоз, живших в каменноугольном и пермском периодах. Их, вместе с современными стрекозами (Odonata) объединяют в надотряд Odonatoptera Martynov, 1932 sensu Grimaldi & Engel, 2005 (Odonata sensu lato) или Odonatoidea Lameere, 1936. В настоящее время учёными описано 57 ископаемых видов (Zhang, 2013).

Описание Править

Большинство представителей Protodonata имели средний размер, сравнимый с размером современных стрекоз. Однако, к Protodonata принадлежат и крупнейшие за всю историю Земли насекомые. Это меганеврва (найденная во Франции, с размахом крыльев 75 см) и Megatypus из каменноугольного периода, и пермские Meganeuropsis permiana (США), которые имели размах крыльев до 71 см. Найденные в России отпечатки крыльев пермских Arctotypus sinuatus говорят об их общих размерах всего около 120 мм. Предположительно, и имаго и их нимфы были хищниками. Большинство находок представляют только фрагменты крыльев, и лишь у нескольких обнаруженных экземпляров сохранились отпечатки других частей тела: головы с крупными челюстями и большими глазами, а также отпечатки грудки и длинного брюшка. Открытие первого вида ископаемых гигантов в 1885 году и описание отряда в 1893 году сделал французский энтомолог и палеонтолог Шарль Броньяр, который в своей диссертации даже реконструировал внешний вид Meganeura monyi.