Вымершие животные вики
Advertisement

Процератозавриды (лат. Proceratosauridae) - это семейство или клада динозавров-теропод живших со средней юры до раннего мела.

Отличительные особенности[]

В отличие от продвинутых тиранозаврид, процеазавриды были, как правило, небольшими (за исключением возможных ютиранна и синотиранна) и имели довольно длинные трехпалые руки, способные захватывать добычу. По сравнению с другими представителями Tyrannosauroidea, procratosaurids можно выделить по следующим признакам согласно филогенетическим анализам Averianov et al. (2010) и Loewen et al. (2013):

  • Сагиттальный гребень черепа, сформированный носами, начинающимися в соединении предчелюстной кости и носа.
  • Крайне вытянутые наружные ноздри с задними краями кзади от переднего края анторбитальной ямки и верхнечелюстных фенестр.
  • Короткий вентральный край предчелюстной кости.
  • Глубина анторбитальной ямки, вентральной к анорбитальной фенестре, намного больше, чем глубина верхней челюсти ниже анторбитальной ямки.
  • Вентрально вогнутая седалищная кость
  • Выпуклая туберкула на переднем крае лобка просто вентральна до контакта с подвздошной костью.
  • Короткий и неглубокий вогнутый шаг на переднем крае верхней челюсти.

Классификация[]

Синотиранн

Семейство принадлежит к линии тиранозавров. Впервые оно было названо в 2010 году Оливером Раухутом и его коллегами при переоценке типового рода Proceratosaurus. Их исследование подтвердило идею о том, что Proceratosaurus является целурозавром, тираннозавроидом и наиболее тесно связан с китайским тираннозавроидом гуаньлуном. Они определили кладу, содержащую этих двух динозавров, как всех теропод, которые ближе к Proceratosaurus, чем к Tyrannosaurus, Allosaurus, Compsognathus, Coelurus, Ornithomimus или Deinonychus. Более поздние исследования включали русский Kileskus и китайский Sinotyrannus в семье. Недавно было установлено, что Proceratosauridae включают в себя Proceratosaurus, Guanlong, Kileskus, Sinotyrannus, а также роды Stokesosaurus, Juratyrant и Dilong, ранее признанные непроцератозауридными тиранозавроидами . В своей переоценке Proceratosaurus Rauhut et al. указывалось, что таксоны зубов из поздней юры и раннего мела, ранее отнесенные к подсемейству dromaeosaurid Velociraptorinae, могут быть проторатоауридными по природе, из-за сходства между зубами двух групп и того факта, что велоцирапторины иначе неизвестны из записи окаменелостей до Позднего мела. Это будет означать, что Nuthetes и другие сомнительные роды являются возможными процератозавидами.

Ниже приведена кладограмма Loewen et al. 2013:

Proceratosauridae

Процератозавр

Килеск

Гуаньлун

Синотиранн

Юратирант

Стокезозавр

Кладограмма 2016 года:

Proceratosauridae

Гуаньлун

Процератозавр

Килеск

Ютиранн

Синотиранн

Advertisement