Redstar.png

Пятницкизавриды (лат. Piatnitzkysauridae) — вымершее семейство мегалозавроидных динозавров. Оно состоит только из трех известных родов динозавров: кондорраптора, маршозавра и пятницкизавра. Самый полный и известный род этого семейства - пятницкизавр, который также дал семейству название.

Описание

Пока все известные пятницкизавриды обнаружены только в юрских отложениях западного полушария. Пятницкизавр и rондорраптор происходят из формации Канадон-Асфальто в Аргентине, которая датируется средней юрой (приблизительно 165 миллионов лет назад). Маршозавр был найден в формации Моррисон в Соединенных Штатах, которая датируется поздней юрой.

Пятницкизауриды были одними из первых крупных теропод, появившихся в Южной Америке, и являются свидетельством радиации мегалозавроидов и других тетанур в средней юре. Хотя существует сильная поддержка их сходства с мегалозавроидами, пятницкизавриды также имеют некоторые общие черты с аллозавридами, такие как «сигмовидная» плечевая кость.

Пятницкизаурид можно отличить от других мегалозавроидов по следующим синапоморфиям (отличительным признакам):

Череп маршозавра.

  • Питательные отверстия на поверхности верхней челюсти расположены в два параллельных ряда (также встречаются у Eocarcharia и Shaochilong).
  • Парадентальные пластинки с вертикальными бороздками или гребнями (также встречаются у абелизаврид, мегалозавра и процератозавра).
  • Уменьшение парапофизов на оси (также встречается у целофизоидов, эустрептоспондила и афровенатора).
  • Наклоненные вперед задние спинные нервные отростки (также встречается у аллозавроидов).
  • Плечевая кость со скошенным (наклоненным вперед, в сторону от тела) дистальным мыщелком (также у дилофозавра, покелоплеврона, аллозаврид и фукуираптора). Эта форма также описывается как «сигмоидальная» (S-образная).

Кроме того, это семейство демонстрирует несколько инверсий к базальным признакам тетануранов. К ним относятся:

  • Короткий передний отросток верхней челюсти или его отсутствие (также у Metriacanthosauridae и Carcharodontosauridae).
  • Умеренно развитые (а не редуцированные или отсутствующие) диапофизы на оси.

Классификация

Скелет пятницкизавра.

Piatnitzkysauridae определяется как все представители Megalosauroida, более близкие к Piatnitzkysaurus, чем к Spinosaurus или Megalosaurus. Кондорраптор, маршозавр и пятницкизавр были помещены в кладу Бенсоном в 2010 году во время переописания мегалозавра. Эта клада была определена как семейство Каррано и др. В 2012 году. Piatnitzkysauridae были обнаружены как сестринские таксоны Megalosauria, клады, содержащей мегалозавриды (такие как Megalosaurus и Torvosaurus) и спинозавриды (такие как Spinosaurus и Baryonyx).

Кондорраптор и пятницкизавр обычно сгруппированы вместе в этом семействе в кладу, исключающую маршозавров. Это связано не только с тем, что Condorraptor и Piatnitzkysaurus обитали в одном месте и в один и тот же период времени, но и потому, что у них плоские передние поверхности пресакральных позвонков, а также ярко выраженный вентральный киль на передних спинных позвонках. Из-за сильного сходства с Piatnitzkysaurus было высказано предположение, что сестринские таксоны Condorraptor можно лучше интерпретировать как результат индивидуальных вариаций внутри вида, а не как отдельные таксоны. Основные отмеченные различия между двумя динозаврами включают в себя как менее развитый гребень, так и первый крестцовый позвонок с более мелкой ямкой у Condorraptor.

Xuanhanosaurus, проблемный тетанур с неопределенным родством, был помещен в качестве сестринского таксона этих трех родов, когда их родство было впервые обнаружено в 2010 году. Однако из-за незавершенности останков суаньханозавра это размещение считается неопределенным. В других исследованиях суаньханозавр считался базальным тетануром.

В 2019 году Раухут и Пол описали Asfaltovenator vialidad как, базальный аллозавроид, демонстрирующий мозаику примитивных и производных аутапорморфий. Их филогенетический анализ показал, что традиционные мегалозавроиды представляют собой базальную разновидность карнозавров, парафилетических по отношению к аллозавроидам. Поскольку авторы изменили определение Allosauroida, включив в него всех тероподов, которые ближе к Allosaurus fragilis, чем к Megalosaurus bucklandii или Neornithes, было обнаружено, что Piatnitzkysauridae попадают в состав Allosauroida. Кладограмма, отображающая восстановленные отношения, показана ниже:

Карнозавры

Монолофозавр

Спинозавриды

Мегалозавриды

Аллозавроиды

Суаньханозавр

Piatnitzkysauridae

Асфальтовенатор

Метриакантозавриды

Аллозавр

Кархародонтозавры

Источники

Литература

  • Carrano, M. T.; Benson, R. B. J.; Sampson, S. D. (2012). "The phylogeny of Tetanurae (Dinosauria: Theropoda)". Journal of Systematic Palaeontology. 10 (2): 211–300. doi:10.1080/14772019.2011.630927.
  • "Piatnitzkysauridae". Paleobiology Database. Retrieved 20 June 2013.
  • BENSON, ROGER B. J. (2010-04-01). "A description ofMegalosaurus bucklandii(Dinosauria: Theropoda) from the Bathonian of the UK and the relationships of Middle Jurassic theropods". Zoological Journal of the Linnean Society. 158 (4): 882–935. doi:10.1111/j.1096-3642.2009.00569.x ISSN 0024-4082.
  • Novas, Fernando (2009). The Age of Dinosaurs in South America. Indiana University Press. p. 118. ISBN 0253352894.
  • Rauhut, Oliver W. M.; Pol, Diego (2019-12-11). "Probable basal allosauroid from the early Middle Jurassic Cañadón Asfalto Formation of Argentina highlights phylogenetic uncertainty in tetanuran theropod dinosaurs". Scientific Reports. 9 (1): 18826. doi:10.1038/s41598-019-53672-7. ISSN 2045-2322. PMC 6906444. PMID 31827108.