Рараним (лат. Raranimus) — монотипический род базальных терапсид невыясненного систематического положения, происходящий из средней перми Азии.

Описание

Raranimus skull.jpg
S25783530.jpg

Обнаружена передняя (ростральная) часть черепа — предчелюстные кости и часть верхнечелюстных. Длина сохранившегося фрагмента составляет 10 см, общая длина черепа оценивается примерно в 17-18 см. Сохранились 6 пар тонких, слегка изогнутых предклыковых зубов, 2 пары функционирующих клыков и 3 альвеолы заклыковых зубов. Передняя пара клыков более крупная. Задний клык не является замещающим, поскольку несет следы изнашивания, кроме того, замещающий клык обнаружен кнутри от переднего клыка. Клыки овальные в сечении, задний — зазубренный по заднему краю. Возможно, задний клык только начал прорезываться. Между предклыковыми зубами и передним клыком имеется диастема. Небные зубы неизвестны. Хоаны короткие, заканчиваются на уровне передних клыков. Наружные ноздри крупные. Костная поверхность скульптурирована ямками и бороздками.

По образу жизни рараним представлял собой некрупного хищника.

Филогения

Согласно филогенетическому анализу, проведенному вместе с его первоначальным описанием, Raranimus считается самым базальным терапсидом. Существует некоторое противоречие относительно того, является ли тетрацератопс терапсидом или более базальным пеликозавром. Если Tetraceratops является терапсидом, как это было недавно предложено, он будет самым старым и самым базальным из известных, превосходя раранима по возрасту на несколько миллионов лет. Однако более поздние исследования поставили под сомнение размещение Tetraceratops внутри Therapsida, и филогенетический анализ 2009 года со включением раранима помещает род за пределы клады.

Raranimus встречается в слоях, которые были отложены в течение ранней роадской стадии средней перми. Сфенакодонтиды были наиболее разнообразны до появления роадских животных в ранней перми, однако терапсиды не появлялись как разнообразная группа до тех пор, пока не приблизились к границе роадианцев и вордианцев. Это оставило морфологический и временной разрыв в ископаемой летописи, во время которого должно были появиться первые терапсиды, называемый промежутком Олсона.

В связи с общим отсутствием окаменелостей терапсид времён промежутка Олсона были разработаны различные гипотезы, чтобы объяснить происхождение группы и первоначальную диверсификацию. Одна теория предполагает, что терапсиды быстро диверсифицировались за счет быстрого накопления апоморфии где-то во время разрыва, в то время как другая предполагает, что терапсиды эволюционировали постепенно в течение до 35 млн лет. Только недавно были найдены остатки базальных терапсид, таких как рараним из Китая, которые происходят во времена промежутка Олсона. Другие виды терапсид, которые, как известно, существовали во время промежутка, включают синофоней и стеноциба.

Ниже приведена кладограмма, модифицированная Liu et al., 2009, изображающая филогенетические отношения Raranimus с терапсидами, которые встречаются в промежутке Олсона.

Synapsida 

Haptodus

Dimetrodon

Tetraceratops

 Therapsida 

Raranimus

 Biarmosuchia 

Biarmosuchus

Hipposaurus

Herpetoskylax

Lycaenodon

Lemurosaurus

Proburnetia

Burnetia

 Gorgonopsia 

ветвь, ведущая к млекопитающим

Gorgonops

Lycaenops

Cyonosaurus

 Anomodontia 

Biseridens

Patranomodon

Suminia

 Dinocephalia 

Stenocybus

Syodon

Titanophoneus

Estemmenosuchus

Styracocephalus

Jonkeria

Источники