ФЭНДОМ

Ретикодактиль (лат. Raeticodactylus filisurensis) — ранний птерозавр из Европы, обитал в позднем триасе около 205 млн лет назад.

История находки

Fig-2-Photograph-of-Raeticodactylus-filisurensis-BNM-14524
Ископаемые окаменелости этого птерозавра были обнаружены в августе 2005 года, в мелководных морских отложениях триаса формации Кёссена, в Восточных Альпах, провинция Гризонс, Швейцария. Найденный экземпляр (голотип BNM 14524) состоит из частичного скелета, включающего почти полный череп, отпечатавшийся на массивной 12—ти сантиметровой известняковой плите, размером 40 Х 40 см. Детальный осмотр обнаружил наличие двух изолированных зубов, один из них лежал на расстоянии шести сантиметров от черепа, полностью вмурованный в известняк, второй зуб все еще находился во рту, но уже вышел из челюсти. В 2008 году вид был описан Рико Штехером под названием Raeticodactylus filisurensis, родовое название образовано от «Raetia» (Ретия) — исторического названия территории, ранее бывшей провинцией Римской Империи и греч. dactylus — «палец». Видовое название образовано от filisur — «римский». Экземпляр находится в коллекции Природоведческого музея Бюндлера (Bündner Naturmuseum), Швейцария.

Описание

Raeticodactylus skull
Ретикодактиль — это базальный, примитивный птерозавр с размахом крыльев 1,35 метра. Заметной анатомической чертой черепа является большой сагиттальный костный гребень, расположенный в передней части головы. Череп имеет низкую и длинную форму, достигая 95 мм от кончика рыла до затылочной части головы, гребень поднимается с кончика рыла на высоту около 21 мм. На поверхности костного гребня, как и на передней части черепа, расположены сильные радиальные хребты. Предполагается, что костный гребень, как и кончик рыла, при жизни были покрыты ороговевшей оболочкой. В передней части челюстей находились зубы, больше похожие на клыки, зубы же находящиеся в задней области, более подходили для раскалывания или разрезания пищи. Этим они очень напоминали зубы триасового птерозавра Eudimorphodon ranzii (эвдиморфодон).[1]

Источники

  1. A new Triassic pterosaur from Switzerland

Галерея