ФЭНДОМ

Ринорекс (лат. Rhinorex) — род гадрозаврид из Северной Америки, обитал в меловом периоде около 75 млн лет назад.

История находки

Этот динозавр был обнаружен на верхнемеловых утесах Бук Клифс формации Неслен, в центральной части штата Юта (США), когда Брайан Андерсон и Роджер Вагерл, студенты Калифорнийского университета в Риверсайде, проводили в 1992 году геологическое обследование данной местности. Обширные отпечатки кожи этого образца стали предметом публикации 1999 года, Андерсон с соавторами описали осадочную среду найденого экземпляра (BYU 13258) в деталях, из чего следует, что песчаник последовательно чередуется с алевролитом, обильными тередолитами и растительными отложениями, которые, по всей видимости, осаждались в канале вблизи дельты реки. Прочные каменистые блоки вперемежку с песчаником, содержащие образец, были удалены экскаваторами при поддержке Национальной гвардии Юты. Посткраниальный скелет экземпляра BYU 13258 ещё предстоит подготовить, но согласно архивным записям животное было в основном сочленено, тело было найдено лежащим на левой стороне, конечности отсутствовали и если они и были связаны до захоронения, то они были размыты на склоне холма ещё задолго до момента обнаружения.

34 Rhinorex

Rhinorex condrupus (голотип BYU 13258)

Через много лет доктор Гейтс и Шитц наткнулись на окаменевший череп и кости, хранящиеся в университете Бригама Янга и провели всесторонее иследование. Реконструировав череп, они поняли, что перед ними новый вид. В 2014 году палеонтологи доктор Родни Шитц из Музея палеонтологии Университета имени Бригама Янга и доктор Терри Гейтс из Государственного университета Северной Каролины и Музея естествознания Северной Каролины описали новый род гадрозаврид из верхнего мела Несленской свиты центральной Юты под видом Rhinorex condrupus. Название рода образовано от греч. Rhino — «нос» и лат. rex, «король»; название дано со ссылкой на выдающуюся форму носа.

Описание

Rhinorex-condrupus

Рекострукция черепа

Голотип BYU 13258, размещенный в Университете Биргама Янга, содержит частичный скелет, включающий элементы таза и позвоночника, а так же череп. Ринорекс был найден в прибрежной, приливно-отливной среде, при рассмотрении с другими окружающими факторами и географическими зонами южной Канады для рода грипозавр (Gryposaurus) это добавляет дополнительные доказательства гипотезы о том, что морфология схожести черепов может объясняться универсальным способом кормления. Многое до сих пор не решено, но имеет решающее значение для будущих исследований привычек питания и черепных украшений гадрозаврид; это предполагаемая трудность почти идентичных черепных орнаментов, которые должны выступать в качестве объединяющего фактора, одновременно для различных видов с, казалось бы, разными экологическими предпочтениями.[1]

Кавычки начало «У нас был почти весь череп, который был замечательным, но подготовка была очень трудной. Потребовалось два года, чтобы извлечь окаменелость из песчаника, в который он был встроен, - это было все равно, что выкопать череп динозавра из бетона» Кавычки конец
доктор Терри Гейтс.

Основываясь на восстановленных костях, Гейтс оценил размер ринорекса в 30 футов (9 м) в длину и весом более 8500 фунтов (3,85 т) Он жил в болотистой устьевой местности, примерно в 50 милях от побережья. Ринорекс является единственным довольно полным окаменелым гадрозавром с формации Неслен (Neslen), и он помогает заполнить некоторые пробелы в отношении сегрегации мест обитания во время позднего мела.

«Мы находили других гадрозавров того же периода времени, но расположенных примерно в 200 милях южнее, которые адаптированы к другой среде», — говорит Гейтс. «Это открытие дает нам географический снимок мелового периода и помогает нам расставить новые виды в их правильном време и месте. Ринорекс также помогает нам еще больше заполнить генеалогическое древо гадрозавров».[2]

Источники

  1. https://www.researchgate.net/publication/266462727_A_new_saurolophine_hadrosaurid_Dinosauria_Ornithopoda_from_the_Campanian_of_Utah_North_America
  2. https://phys.org/news/2014-09-hadrosaur-noses-spotlight.html