Саккорит (лат. Saccorhytus) - род вторичноротых организмов неясного систематического положения. Является одним из самых древних подтверждённых членов этой группы после икарии.

Описание

Остатки саккорита были обнаружены в 2017 году совместной англо-китайско-немецкой экспедицией на территории провинции Шаньси.

Загружено (6).jpg

Внешне саккорит походил на округлую картошку длиной около 1,3 мм. Отличительной особенностью был широкий круглый рот с несколькими рядами бугорков, заменяющих собой зубы. На него приходилось около половины тела. Рядом с ротовым отверстием обнаружен ряд морщинок, свидетельствующих о наличие гибкой и прочной кутикулы. На теле организма расположено восемь непонятных усечённых конусов, которые автор описания Цзянь Хан интерпретировал как прототипы жаберных щелей или фарингеальных щелей. Также есть два набора отверстий. Первый набор расположен параллельно конусам, в то время как второй находится на спине. Вполне возможно, что спиные отверстия были порами, через которые поступал секрет, необходимый для прикрепления тела. Поры, расположенные рядом с конусами, скорее всего были необходимы для вывода непереваренных остатков пищи или половых гамет, но из них могли также выходить специальные тактильные шипики. В средней части тела спереди расположены шипы.

41586 2017 Article BFnature21072 Fig1 HTML.jpg

У саккорита не найдено признаков ануса, что говорит о выведении непереваренных остатков через ротовое отверстие. Отсутствие заднего прохода может говорить о примитивности саккорита, роднящей его с более древними билатералиями. Хотя анус мог быть вторично редучирован, как у офиур и брахиопод. Однако не исключено, что все остатки трапезы выходили через вышеуказанные отверстия. Тем не менее, сильная складчатость остатков мешает подробному изучению, поэтому Саймон Конвей Моррис, один из авторов описания, предположил, что команда просто не разглядела анус.

Систематика

Саккорит классифицируется как вторичноротое животное на основе сходств с похожими кембрийскими существами - ветуликолиями и ветуликостидами.

Анализ Хана 2017 года:

Первичноротые

Вторичноротые

Saccorhytus coronarius

Vetulocystida

Vetulicolia

Амбулакрайи

Иглокожие

Полухордовые

Хордовые

Палеобиология и палеоэкология

1024px-Impronta fossile.jpg

Саккорит был придонным животным, питавшимся остатками органики в илу. После смерти их остатки погружались в субстрат, где хорошо сохранялись ввиду малого содержания кислорода, что мешало разложению. По экологической нише саккорит напоминал живших в то же время трилобитов.

Его гибкая, но почная кутикула позволяла просачиваться через грунт, а набор пор на спине мог позволять прикрепляться к камням или другим твёрдым объектам. Во время кормления вода и ил попадали через рот в пищеварительную систему и выходили через поры или конусы.

Интересные факты

Карикатура на картину "Крик"

Из-за своеобразной внешности фотошоперы иногда делают из саккорита НЛО, героев ужастиков и даже Дональда Трампа.

Источники