ФЭНДОМ

Sapeornis chaoyangensis (лат.) — вымерший род предположительно «четырёхкрылых» древних птиц или семейства Omnivoropterygidae отряда Omnivoropterygiformes илисе Omnivoropterygiformes или семейства Sapeornithidae отряда Sapeornithiformes. Живший на территории Китая. Обнаружен в ископаемых остатках мелового периода в провинции Шаньдун (Китай). Возраст находки 125 — 120 млн лет назад.

Описание Править

Сравнительные размеры S. chaoyangensis и человека

При жизни Sapeornis chaoyangensis имели длину около 30 см (без хвоста, который не сохранился). По своей внешней морфологии обладает некоторым сходством с овираптозаврами, такими как Caudipteryx, и с родом ископаемых примитивных птиц Omnivoropteryx. Предположение о четырёхкрылости Sapeornis chaoyangensis выдвинули китайские палеонтологи под руководством Сюй Сина (Xu Xing) из Института геологии и палеонтологии, опираясь на факт обнаружения мускулистого оперения на задних ногах. Однако, американский палеонтолог Марк Норелл (Mark Norell) из Американского музея естественной истории считает это преувеличением и недостаточным для вывода об использовании задних лап для активного машущего полёта. В то же время, гипотеза четырёхкрылости микрораптора (открытого в 2003 году; Microraptor) была подтверждена при помощи летающей модели пернатого ящера в 2010 году. У Sapeornis chaoyangensis обнаружены признаки существование зоба — черты, характерной для пищеварительной системы птиц. Один из авторов этого открытия китайский палеонтолог Чжэн Сяотин (директор Музея Тяньюй, в котором сохраняются исследованные останки вымерших птиц) рассказывает: «В наших образцах просматриваются семена там, где у современных птиц находится зоб. В некоторых случаях наблюдаются даже мягкие ткани, отмечающие контуры зоба».

Систематика Править

В 2008 был описан таксон Didactylornis jii, близкий к Sapeornis. Однако, поздние авторы считали это описание неверной интерпретацией плохо сохранившегося ископаемого материала и в 2010 году свели его в синонимы с Sapeornis chaoyangensis. В 2012 году палеонтологи Гао с соавторами (Gao et al.) дополнительно синонимизировали и ранее описанные Shenshiornis и второй вид рода SapeornisS. angustis. Род Omnivoropteryx также вероятнее всего может быть синонимизирован с Sapeornis.

Sapeornis chaoyangensis относят к семейству Omnivoropterygidae Czerkas & Ji, 2002 (из монотипического отряда Omnivoropterygiformes Czerkas & Ji, 2002), включающего ещё и род Omnivoropteryx. Позднее было предложено имя Sapeornithidae Zhou & Zhang, 2006 (из монотипического отряда Sapeornithiformes Zhou & Zhang 2006), рассматриваемого ныне в качестве синонима (так же как и отряд Omnivoropterygiformes = Sapeornithiformes).

Paraves
Avialae

Epidendrosaurus

Aves

Archaeopteryx

Jeholornis

Sapeornis

Confuciusornis

Enantiornithes

Yanornis

Hesperornis

Современные птицы

Deinonychosauria
Troodontidae

Sinovenator

Mei

Troodon

Dromaeosauridae

Unenlagia

Microraptoria

Bambiraptor

Microraptor

Velociraptor

Deinonychus

Dromaeosaurus