Саркозух (лат. Sarcosuchus) — вымерший род гигантских крокодиломорфов, не относящийся к отряду крокодилов. Обитал на территории современной Африки в середине мелового периода, около 112 млн лет назад.

История открытия

В ходе нескольких экспедиций в пустыню Сахара с 1946 по 1959 годы, во главе с французским палеонтологом Альбертом-Фелисом де Лаппареном, были обнаружены окаменевшие кости крупного крокодилообразного существа на территории Мали и у города Аулеф в Алжире, получившие неофициальное название «крокодил из Аулефа». Новые окаменелости были найдены на юге Туниса и включали фрагменты черепа, зубы и позвонки. В 1957 году на севере Нигера было найдено несколько изолированных зубов большого размера. Позже, в 1964 году французская исследовательская группа обнаружила хорошо сохранившийся череп в Тене́ре, районе пустыни на юге центральной части Сахары, на севере Нигера. Эти находки были доставлены в Париж и в 1966 году французские палеонтологи Де Бройн и Филипп Таке описали эти находки под видом Sarcosuchus imperator. Название рода происходит от греческого «sarco», означающего плоть и «suchus» - крокодил.

В 1977 году Эрик Буффетау и Филипп Таке описали новый вид Sarcosuchus hartti из Бразилии. Он основан на двух изолированных зубах, найденных в 1867 году американским натуралистом Чарльзом Хартом в регионе Recôncavo, в штате Баия. Он отправил их американскому палеонтологу Отниелу Маршу, который через два года описал их под новым видом крокодила, Crocodylus hartti. Позже, в 1907 году, эти окаменелости были размещены в роде Goniopholis. Теперь, находясь в Британском музее естественной истории, фрагмент нижней челюсти, дорзальный щиток и два зуба, относящиеся к виду G. hartti, были пересмотрены и окончательно помещены в род Sarcosuchus. В своей статье Буффетау и Таке указали, что южноамериканский вид, как и африканский вид S. imperator являются крупнейшими известными крокодилами, с черепом достигающим 1,7 метра в длину и общим размером тела в 11 метров.[1]

Реконструкция черепа (Sereno et al., 2001 год)

Следующие находки были совершены во время экспедиций в Морокко под руководством американского палеонтолога Пола Серено в 1995 году, 1997 и последующими раскопками в 2000 году. Результаты этих исследований были опубликованы Серено и коллегами в 2001 году.[2] Реконструированный скелет саркозуха демонстрируется в Национальном музее естественной истории Парижа (Франция).

Описание

Реконструкция Sarcosuchus imperator (Sereno et al., 2001 год)

В 2001 году Серено с коллегами описали эти находки, где оценили максимальную длину тела S. imperator в 11-12 метров и массой тела около 8 тонн. [3] Однако более современные оценки указывают на то, что экстраполяция Грегори Пола была неверной по отношению к саркозуху. Максимальная длина бедренной кости молодого саркозуха при масштабировании до крупнейшего образца предполагает максимальную длину последнего в 9 метров и вес в около 2,4—3,5 тонн[4]. Саркозух отличается уникальным строением черепа, его рыло достигающее около 75% от длины черепа значительно шире, чем у современного гавиала и других узконосых крокодилов. Челюсть содержит 5 предчелюстных зубов, а также 30 верхнечелюстных зубов. Третий и четвертый предчелюстные зубы самые крупные в челюстях; 10-й верхнечелюстной зуб также увеличен. На нижней челюсти содержится 31 зуб, третий и четвертый из которых увеличен. Все нижнечелюстные зубы перекрываются верхнечелюстными рядами зубов. Проведенный Полом Серено в 2001 году филогенетический анализ размещает саркозуха внутри крокодилообразных рептилий среди более примитивных неозухий (Neosuchia), вне отряда крокодилов.

Виды

  • Sarcosuchus imperator (Broin & Taquet, 1966) типовой вид — африканский вид
  • Sarcosuchus hartii (Marsh, 1869) — бразильский вид

В культуре

  • Саркозух появляется в игре Jurassic World: The Game, где состоит в классе амфибий, хотя в реальности к таковым не относится.
  • Саркозух появился в 1 серии "Прогулки с динозаврами: в стране гигантов" где его выставили опасным хищником Аргентины, хотя обитал он в Африке.
  • Саркозух появился в игре ARK: Survivle Evolved
  • Он появился в 2 серий Планета динозавров

Источники

Галерея