ФЭНДОМ

Свелтонект (лат. Sveltonectes) — монотипический род раннемеловых ихтиозавров из семейства офтальмозаврид, обитавший на территории современной России около 125 млн лет назад.

История изучения

Sveltonectes insolitus fossil

Скелет ихтиозавра Sveltonectes insolitus

Этот меловой ихтиозавр был найден в Ульяновской области России и был приобретен немецким коллекционером в 1980-х годах, позже он был продан в коллекцию Королевского института естественных наук Брюсселя, Бельгия. В 2011 году этот ихтиозавр был описан группой бельгийских и отечественных палеонтологов: Валентином Фишером, Эдвином Мэйсур, Максимом Архангельским и Паскалем Годефруа. Вид, названный Sveltonectes insolitus, получил свое название от греч. sveltos, «проворный» и греч. nektes, «пловец» и относится к его маленькому размеру. Видовое название в переводе с латинского языка означает «необычный» и относится к его необычной морфологии зубов.

Свелтонект известен из голотипа IRSNB R269, трехмерно сохранившегося частичного скелета, включая полный череп.[2]

Описание

Sveltonectes-skull-big

Череп Sveltonectes

Свелтонект — это новый ихтиозавр-офтальмозаврид из позднего барремский яруса западной России. Он уникален тем, что имеет небольшие острые зубы и своеобразное строение ноздрей, отличительная форма зубов свидетельствует о том, что у этого ихтиозавра был свой рацион питания, чем у других меловых офтальмозаврид. Челюсти длиной 60 см. Из семейства офтальмозаврид он наиболее тесно связан с родом Aegirosaurus. Этот ихтиозавр значительно увеличивает морфологическое и экологическое разнообразие ранних меловых ихтиозавров, с возможностью кормления мелкой, лёгкой и быстрой добычей. Его сложная остеология, сочетающая многочисленные уникальные черты и характеристики, подтверждает, что разнообразие офтальмозаврид было довольно сложным. Его отделение, вероятно, произошло во время середины позднего юрского периода от общего предка, похожего на стеноптеригия (Stenopterygius).

Источники

  1. Sveltonectes - Fossilworks
  2. https://www.researchgate.net/publication/233005903_A_New_Barremian_Early_Cretaceous_Ichthyosaur_from_Western_Russia