ФЭНДОМ

Redstar

Секодонтозавр (лат. Secodontosaurus) — род необычных пеликозавров, живших в США в раннем пермском периоде. Отличается от всех остальных сфенакодонтов удлинёнными челюстями.

Открытие и классификация

Первоначально Коп описал материал секодонтозавра в качестве образцов вида тероплевра в 1880 году. Позже выяснилось, что тероплевр - младший синоним офиакодона, описанного Маршем — соперником Коупа.

Образец AMNH 4007, по которому Коп описал секодонтозавра, является комбинацией костей "амфибии" и зубов секодонтозавра. Коуп описал зубы как "имеющие неострые вершины. Поверхностное покрытие имеет 15-16 тупых гребня". Из-за последнего признака секодонтозавр и получил видовое название — obtusidens, что в переводе означает "тупой зуб".

В 1907 году Эрмин Кейс описал ещё один образец секодонтозавра, AMNH 4091, как вид диметродона — D.longiramus.

В 1916 году Семюэль Уиллистон проиллюстрировал образец FMNH (WM) 573 - частичные верхняя и нижняя челюсти неизвестного существа,  которое он отнёс к офикаодонтам, отметив, что зубы нетипичны для этой группы. В своей Остеологие рептилий 1925 года Уиллистон впервые использовал название "секодонтозавр" в качестве наименования животного из семейства офиакодонтид, однако в этой работе не было предоставлено описание или хоть какое-то объяснение этого наименования.

В 1936 году Альфред Ромер закрепил секодонтозавра в качестве самостоятельного и подтверждённого таксона, родственного диметродону. В качестве типового вида он выбрал вид Кейса (S.longiramus), а также выделил вид S. willistoni. Голотипом рода стал череп AMNH 4091.

В 1992 году Рейсз переописал череп, синонимизировав S. willistoni и типовой вид.

Описание

Секодонтозавр6

Длина черепа около 30 см. В длину достигал около 2 метров при весе в 110 кг.

Секодонтозавра можно отличить от остальных пеликозавров по удлинённым, напоминающим спинозавра, челюстям. Полный скелет даже с учётом всего материала неизвестен. Нервные шипы образовывали парус, как у диметродона, на которого секодонтозавр был очень похож. В виду сходства обоих родов, некоторые останки, ранее причисляемые диметродону и не имеющие черепа, могут принадлежать секодонтозавру. Однако при отсутствии черепа этих двух синапсидов можно различить по оси шейных позвонков: у диметродона нервные шипы в этой области широкие и высокие, у секодонтозавра наоборот, более низкие. Шея была короткой, хвост длинным. Тело крепко сложено.

В 1992 Роберт Рейсз подробно описал череп (образец MCZ 1124) длиной 27 см. Также в образец входит левая часть нижней челюсти. Череп низкий, зубы почти одного размера. На верхней челюсти передние зубы наклонены назад, а на нижней челюсти направлены вперёд. Такая форма обеспечивает усиленный захват добычи. Это напоминает устройство пасти крокодила. Однако Рейсз отметил, что высокий парус мешал бы плавать секодонтозавру. В случае исключительно наземного образа жизни его пасть служила бы инструментом для доставания пищи из труднодоступных мест.

Значение для эволюции

Определение того, как связаны сфенакодонтиды, является загадкой для палеонтологов. Диметродон и секодонтозавр похожи строение скелета и парусом, а у сфенакодона и ктеноспондила схожи паруса и черепа с зубами разных размеров. Последний признак они разделяют с диметродоном. Это отличает их троих от секодонтозавра. В зависимости от того, какой из этих признаков считать ключевым, секодонтозавр находится то в кладе с диметродоном без сфенакодона, то они втроём образуют отдельно стоящую ветвь сфенакодонтов.

Секодонтозавр1

По одной версии секодонтозавр развил такой череп вследствие адаптивной эволюции, в то время как его предок был сфенакодонтом с глубоким черепом и высоким парусом, как у диметродона, с которым он образует кладу. Сфенакодон же в таком случае становится более примитивным членом подотряда.

Есть и другая версия, по которой подсемейство сфенакодонтины (включающее сфенакодона, ктеноспондила и диметродона ещё трёх сфенакодонтов) происходит от общего предка с глубоким черепом, что отдаляет секодонтозавра от этой группы. Это существо по одной версии имело высокий парус, оставшийся у секодонтозавра и диметродона, а по другой - небольшой гребень из нервных шипов, напоминая сфенакодона. В первом случае только два рода сохранили эту плезиаморфию, а во втором они же являются более производным.

Самые последние исследования отдают предпочтение монофилии сфенакодонтин, к которым относят диметродона, его близкого родственника из Канады батигната, сфенакодона, ктеноспондила, французского неозавра и сфенакодонта из Германии криптовенатора. Эти исследования опираются на отличительные признаки в строении черепа и нижней челюсти. Секодонтозавр в таком же случае является боковой ветвью сфенакодонтид. 

Палеобиология

Секодонтозавр был полуводным животным, обитавшим возле стоячих вод. Он отлично передвигался по суше, в воде охотился из засады, используя вибриссы в качестве органа осязания, как современные сомы. Охотился на рыб и мелких темноспондильных. Секодонтозавры откладывали яйца в мае-июле.  

В культуре

  • Секодонтозавр появляется в Jurassic World: The Game в качестве эксклюзивной амфибии. Существо впервые появилось в 2016 году в майском турнире, однако его можно было встретить и в бесконечном уровне схватки.

Галерея

Источник