Сефапанозавр (лат. Sefapanosaurus) — ранний травоядный динозавр-завроподоморф, который жил в южных регионах Гондвана около 200 миллионов лет назад в позднем триасе и ранней юре. Завроподоморфы были доминирующими наземными травоядными на протяжении большей части мезозойской эры, от своих истоков в середине триасового периода (около 230 млн лет назад) до их упадка и вымирания в конце мелового периода (около 66 млн лет назад). Sefapanosaurus относится к группе Massopoda.

Описание

0u5d25c9c2-3ec00b07-d105f270.jpg

Massopoda — группа ящеротазовых динозавров подотряда завроподоморфы (Sauropodomorpha), существовавшая с позднего триаса до конца мела. Группа включает семейство Massospondylidae (которая включает в себя относительно известного динозавра Massospondylus) и Riojasauridae (включающая Riojasaurus), а также основную группу Sauropoda.

Этот новый вид был описан в номере Zoological Journal of the Linnaean Society от 23 июня 2015 года в эссе «Новый базальный завроподоморф из Южной Африки и филогенетические отношения базальных завроподоморфов». Часть левой стопы и четыре частичных скелета, в том числе несколько частей позвоночника и конечностей, были извлечены из свиты Elliot в конце 1930-х годов в районе Застрон в Южной Африке, примерно в 30 километрах от границы Лесото.

Еще несколько лет назад они входили в состав большой коллекции ископаемых, курируемых Evolutionary Studies Institute (ESI) в Wits University. Когда эти останки, наконец, изучили, их отнесли к роду Aardonyx. Дальнейшие исследования показали, что останки представляют собой новый род динозавров, который был промежуточным между ранними двуногими завроподоморфами и более поздними гигантскими четвероногими зауроподами. Это добавило Sefapanosaurus к списку переходных завроподоморфов из Аргентины и Южной Африки, позволив уточнить их диверсификацию.

Отличительной особенностью этого динозавра является крестообразный астрагал или таранная кость в лодыжке. Родовое название происходит от слова "sefapano " из языка Sesotho, что означает «крест» и греческого слова «saurus», что означает «ящерица». Видовое название относится к Застрону, типу местности, где был обнаружен образец.

Источники