ФЭНДОМ

Redstar

Сиамраптор — род хищных динозавров-кархародонтозавров, описанный в 2019 году. Останки нашли в Таиланде. Единственный вид — S. suwati.

Открытие и этимология

Сиамраптор6

А - карта провинции Накхонратчасима B - расположение места обнаружения сиамраптора С - карта местности подрайонов Суранари и Хок-Круат с границами подрайона D - статирографическая шкала мелового периода Е - фото с места раскопок

С 2007 по 2009 года в рамках проекта «Динозавры Япония-Таиланд» в округах Суранари, Таиланд, были обнаружены останки нового теропода.

Род получил описание в 2019 году. Название "Сиамраптор" образовано скрещиванием исторического названия Таиланда, Сиама, и латинского слова raptor, вор или грабитель, охотник. Видовое название чтит Сувата Липтапанлопа, который поддерживал Северо-восточный научно-исследовательский институт окаменелой древесины и минеральных ресурсов.

Описание

Сиамраптор5
Голотип NRRU-F01020008 обнаружен в формации Хок Круат, датируемой аптским ярусом мелового периода. Он состоит из задней части нижней челюсти, в том числе и сурангулярной, предсуставной и суставной кости. Остальные образцы — NRRU-F01020001–F01020003 — три части премаксиллы, NRRU-F01020004 — верхняя правая челюсть, NRRU-F01020005 — верхняя левая челюсть, NRRU-F01020006 - левая скула, NRRU-F01020007, F01020009 и NRRU-F01020010 — три задние части нижней челюсти, NRRU-F01020011 - F01020013 - три шейных позвонка, NRRU-F01020014 — F01020016 — три хвостовых позвонка, NRRU-F01020017 - хвостовой позвонок, NRRU-F01020018 — палец, NRRU-F01020019 и F01020020 — кости передних конечностей, NRRU-F01020021 - нижняя часть правой голени, NRRU-F01020022 — первая фаланга четвёртого пальца ноги.

Все образцы принадлежат трём особям, некоторые образцы могут принадлежать голотипу. Все останки обнаружили из одной области площадью 125х160 метров.

Размеры и особенности

Взрослые сиамрапторы могли достигать в длину до 7-8 метров.

Среди отличительных признаков сиамраптора авторы выделили несколько уникальных производных черт — аутопоморфий. Так, нижняя челюсть имеет прямой край, в то время как у остальных кархародонтозавров — выпуклый или волнообразный, а передняя ветвь доходит до глазницы. Сурангулярная кость имеет глубокие овальные впадины на задней стороне и четыре сурангулярных отверстия, в то время как у остальных тероподов их количество равняется двум. Между грудной и предсуставной костями проходит небольшая длинная узкая впадина. Паз в шве между суставной и предсуставной частью грудного сустава имеет отверстие. Передние шейные позвонки имеют дополнительные пневматические отверстия, а нижние рёбра соприкасаются. В основании спинномозгового канала находится несколько отверстий.

Череп

Сиамраптор2

Премаксилла имеет четыре овальных зуба. Режущие кромки находятся на внутренней стороне, что придаёт им D-образную форму в поперечнике. На зубах находятся мелкие зазубринки, два-три зубца на 1 мм. Зубная эмаль не соприкасается с челюстной костью. Нижняя часть челюсти находится в почти вертикальном положении, что также отличает сиамраптора от остальных тероподов. Тем не менее, голова не заострена. Верхняя челюсть высокая. Зубной ряд соединён с верхней челюстью непрерывной стенкой корней. Межзубные пластинки невысокие и неширокие, но в то же время немного увеличены. Корневую стену следует отличать от выпуклого утолщения внутренней стороны челюсти, отделённого от межзубных пластин бороздкой и заканчивающегося острым выступом. С внешней стороны верхняя челюсть гладкая. Зубные альвеолы прямоугольной формы, сплющены по бокам. Такая форма редко встречается среди аллозавроидов. Передняя часть зубного ряда маленькая, направлена в сторону, низка.

Скула пневматизирована. На её задней стороне находится тонка анторбитальная фенестра. На внутренней стенке скулы находится выпуклость. Чуть ниже челюстного сустава находится пара отверстий. Вероятно, при жизни через них проходили вены. Скула имеет два гребня, параллельных нижнему краю. Один из них направлен к челюсти, а другой - к квадратноскуловой кости. Задний выступ скулы мог служить для прикрепления вентральных мышц крыловидной кости. Сама скула расположена над глазницей, которая немного сужается внизу. Восходящий отросток наклонён назад, Нисходящая ветвь заглазничного канала проходит через восходящую ветвь скулы и входит в особую выемку, наблюдаему также у эдмарки. Необычно то, что сиамраптор относится к аллозаврам, а эдмарка - к меглозаврам. Возможно, это просто конвергентное сходство. В месте соприкосновения с квадратноскуловой костью скула разделяется на два отростка, самый длинный из которых - нижний. Эту черту сиамраптор разделяет с аллозавром.

Точное количество зубов на верхней челюсти неизвестно. Их кинжалообразная, слегка изогнутая назад форма позволяет предположить, что сиамраптор охотился наподобие кархародонтозавра. Зубы также немного сплющены по бокам. Челюстные альвеолы имеет вытянутую прямоугольную форму. Режущие кромки зубов имеют по три зубца на 1 мм. Эмаль по краям зубов покрыта мелкими морщинками. Возсожно, это след от прорезания. Края слегка рифлёные.

Нижние челюсти

Край нижнечелюстного сустава направлен внутрь. Сурангуляр имеет четыре отверстия, что указывает на сильную пневматизацию. Сами отверстия гладкие, имеют перегородки. За гребнем сустава находится овальная впадина. При ретроартикулярном выпячивании мышечная поверхность наклонялась вверх и назад. Эта черта нераспространена среди аллозавроидов, похожее строение имел только акрокантозавр.

Посткаринальный скелет

Спереди шейные и дорсальные позвонки имеют плоскую грань, в то время как у остальных тетануров она выпуклая. Небольшой отголосок этой черты наблюдается у шеных позвонков, где спереди у них находится небольшая выпуклость. Задняя сторона шейных позвонков полая. Такое строение придаёт шее S-образную форму. Эта черта уникальна для сиамраптора, так как у кархародонтозаврид шеи были более прямыми. Эпифофиты - задние отростки - низкие и тупые, как у аллозавра. Выступ между задним и боковым отростком хорошо развит и почти вертикален. Рядом с ним находится полость, нижний край которой имеет ступенчатую структуру. Боковой отросток широкий, треугольный.

Сиамраптор3

Шейные позвонки короткие. Спереди и сзади они имеют два широких пневматических отверстия, расположенные за парапофизом. Каждое из них разделено небольшой костяной перегородкой. Отверстия ведут к большим пневматическим камерам, разделёнными перегородками, которые вытесняют большую часть тела позвоночника. Меньшие овальные камеры находятся внизу тела. Углубления под боковыми отростками соединены с камерами возле спинномозгового канала канала. В основании верхнего отростка также находится большая полость. Все эти отверстия образовывались благодаря дивертикулам воздушного канала шеи. Для подробного изучения полостей авторы пообщеляи провести томографические исследования. Шейные позвонки имеют также гребень, проходящий от первой суставной выпуклости до эпипофиза. Эпипофиты коротки, что является ещё одной отличительной характеристикой сиамраптора.

Позвоночник имеет расширенную выемку вдоль впадины переднего сустава. Центры дорсальных позвонков сужены и слегка килевидны. У них отсутствуют пневматические отверстия, однако сами они полые, с большими неразделёнными воздушными камерами. Отростки почти вертикальны. Такое строение уникально для аллозавроидов, у остальных членов надсемейства они немного наклонены. Гипосфен, отросток заднего сустава, внизу разделяется на две длинные плоскости, а не на одну большую треугольную. На среднем хвостовом позвонке остистый отросток короткий, наклонён назад. Выступы переднего сустава довольно длинные, а заднего - короткие.

Когти передних конечностей в 2,26 раза длиннее ширины, то есть они могли разгибаться, но не так сильно, как у мегараптора.

Седалищная кость не имеет анти вертла, но на переднем краю внизу находится небольшая впадина. Верхний гребень направлен вертикально. Седалищная кость не имеет шиповой связи с подвздошной костью. Основная часть таза не выступает вперёд, что ограничивает пространство для тазобедренного сустава. Основание подвздошной кости не направлено к вертлужной впадине. Над самой впадиной и головкой бедренной кости, проходит небольшой гребень. Головка круглая, не имеет ножки - ещё одна базальная черта. Седалищные кости не соединены на концах. Внизу передней части большеберцовой кости находится наклонённая, направленная сверху вниз и низкая выемка, как у неовенатора. Выступы этой кости слегка закруглён. Внизу берцовые кости утолщены. Внешняя часть голени выступает вниз. На заднем нижнем краю находится выемка для контакта с астрагалом.

Систематика

Сиамраптор4

Сиамраптора определили к кладе кархародонтозавров в составе надсемейства аллозавроиды. Он является одним из самых примитивных членов этой группы. Кроме того, он является первым кархародонтозавром из Юго-Восточной Азии. Эзкурра и Агнолин предположили, что существование сиамраптора указывало на связь животных Лавразии с более поздними барремскими формами. Однако базальное положение не исключает изоляцию этого рода.

Палеоэкология

Сиамраптор7
Сиамраптор был крупным хищником, охотящимся по одиночке на орнитопод, вроде сириндхорны или пситтакозавра. Он наносил быстрые укусы, а потом просто ждал пока жертва умрёт от кровопотери, как это делал кархародонтозавр. Обитали сиамрапторы в лесах, состоящих в основном из хвойных деревьев.

Источники