Redstar.png

Сиджильмассазавр (лат. Sigilmassasaurus) — род спинозаврид, описанный канадским палеонтологом Дейлом Расселом в 1996 году. Жил в начале мелового периода на территории Марокко и Бразилии.

История открытия

Первые ископаемые останки были найдены в формации Кем Кем, что находится в Марокко, совсем неподалёку от древнего города Сиджильмаса, в честь которого ящер и получил своё название. Видовое название "Brevicollis" он получил из-за необычайно коротких позвонков. Найденный голотип, который представляет собой пятнадцать шейных позвонков, был назван CMN 41857. Почти такая же находка была совершена в Египте в 1934 году и получила название "Спинозавр Б" (IPHG 1922 X45). Это указывала на их близкое родство, вследствие чего Рассел создал отдельную группу "Sigilamassasauridae", однако вскоре эту классификацию упразднили.

Сравнение позвонков сигильмассазавра (вверху) и барионикса

Шли ожесточённые споры насчёт того к какой группе принадлежит этот ящер. В 1996 Пол Серено и его коллеги описали череп (SGM-Din-1) и шейные позвонки (SGM-Din-3) кархародонтозавра, которые имели очень большое сходство с позвонками "Спинозавра Б". Поэтому "Спинозавр Б" был включен как синоним к кархародонтозавру. В таком случае сиджильмасазавр становился младшим синонимом.

Тем не менее, в 2005 году Фернандо Новас обнаружил, что экземпляр SGM-Din-3 фактически не был связан с SGM-Din-1, черепом кархародонтоза, так как все отличия между голотипом и скелетом кархародонтозавра была на лицо. Это заставило отвергнуть гипотезу о родстве кархародонтозавра с сиджильмасазавром и "Спинозавром Б", так как эти позвонки больше походили на игуанодонтид. Исследования 2013, проведённые группой Макфитерса, определили сигильмассазавра как неопределённого тетанура.

The fisher king sigilmassasaurus brevicollis by paleonerd01 dcovjkg-pre.jpg

В 2014 году в Ибрагиме образцы сиджильмасазавра отнесли к Spinosaurus aegypticus вместе с останками "Спинозавра Б" в качестве неотипа, а Spinosaurus maroccanus был подставлен под сомнение, как заключение из всех прошедших исследований. Однако уже в 2015 сиджильмасазавр был принят как отдельный вид, принадлежащий к спинозавридам. Spinosaurus maroccanus в этом исследовании рассматривался как синоним сиджильмассазавра. А исследование Ардена 2018 года позволило выделить спинозавра и сиджильмассазавра в отдельную трибу спинозаврини. Однако авторы снова указали, что нельзя точно определить, к какому виду относятся останки сигильмассазавра.

Тем не менее, в своей самой последней работе 2020 года Ибрагим и Смит снова подняли вопрос о валидности сиджильмассазавра, объединив его и оксалайю со спинозавром. Таким образом, они расширили ареал Spinosaurus aegypticus на два континента и показали фаунистический обмен между Южной Америкой и Африкой.[2]

Описание

Sigilmassasaurus vertebra.png

Сиджильмассазавр является одним из крупнейших тероподов, возможно, превосходящим по размеру спинозавра. Диаметр позвонков образца CMN 41772 равен 16,2 см, что указывает на длину в 12-15 метров. Оценку сделал Пол Серено, основываясь на черепе кархародонтозавра. Кроме того, подобными размерами обладал близки родственник сигильмассазавра, спинозавр, который обитал в той же формации Кем-Кем. Вместе они занимали нишу рыбоядных хищников.

Среди отличительных черт сиджильмассазавра есть увеличенный гипапофиз, наличие нижних рёбер на десятом шейном позвонке, а также широкая форма тел позвонков: их отношение ширины к длине равно 1,5:1. Рассле предположил, что все шейные позвонки были такой же формы и придавали бы шее изогнутую S-образную форму. Однако такое необычное строение позвонков было обусловлено переходом от шеи к телу.

Образец  CMN 41629 отличается от остальных находок более узким и менее изогнутым телом позвонка, более крупными пневматическими отверстиями и плоской верхней частью, направленной к парапофизу. По словам Рассела, этот образец имел ребристую поверхность и большой спинномозговой канал. Однако данное описание касалось некого игуанодонтида.

В 2013 году была обнаружена ещё одна отличительная особенность сиджильмассазавра. Невральные дуги не имели гребней, направленных в продольном направлении спереди и сзади в верхней части. Благодаря такому строению грудная клетка доходила до спинномозгового канала.[3]

Систематика

Спинозавр и сигильмассазавр

Сиджильмассазавр является довольно спорным таксоном, входящим в состав спинозавридов.

Некоторые учёные считают сигильмассазавра младшим синонимом спинозавра. Так, Ибрагим в 2014 году отнёс материал первого в качестве неотипа S. aegyptiacus вместе с "Spinosaurus B". В то же время S. maroccanus они рассматривали как nomen dubium. Переописание сиджильмассазавра 2015 года оспорило это решение, вернув ему статус полноценного рода. Различия между S. maroccanus и S. aegyptiacus заключаются в пропорциях тел позвонков. Отношение длины к высоте равняется 1,5 у S. maroccanus, как у сиджильмассазавра, и 1,1 у S. aegyptiacus. Тем не менее, Серено, Баффетаут, Уайя, Раухут и Даль Сассо не считают это различие достаточно обоснованным для выделения вида. А в последней работе Ибрагима и Смита сигильмассазавр и S. maroccanus вместе с остафрикозавром рассматриваются как синонимы S. aegyptiacus.

В 2018 году Арден провёл филогенетический анализ, выявивший трибу спинозаврини. Члены этой трибы — спинозавриды, которые находятся ближе к Spinosaurus aegyptiacus, чем к ирритатору или оксалайе. Результатом этого анализа также стало определение сиамозавра и ихтиовенатора к спинозавридам:

Карнозавры

МегалозавридыNvcNaEpbPfk.jpg

Пятницкизавриды Piatnitzkysaurus.jpg

Аллозавроиды Сиамраптор4.jpg

Spinosauridae

OstafrikasaurusOsta1.png

Таксон из Праиа дас Агунхейрас

Baryonychinae

Baryonyx Бариониксдва.jpg

SuchomimusSuchomimus-dinosaurs-22209255-700-304.jpg

? Cristatusaurus Кристатузавр 4.jpg

Spinosaurinae

? Sinopliosaurus fusuiensisSinopliosaurus fusuiensis.png

? SiamosaurusСиамозавр (1).jpg

VallibonavenatrixВаллибонатерикс.png

Таксон из Эумералла

IchthyovenatorИхтиовенатор.jpg

IrritatorИрритатор4.png

OxalaiaOxalaia by hyrotrioskjan-d4yv0ez.jpg

Spinosaurini

Таксон из Гара Самони

Sigilmassasaurus

Spinosaurus aegyptiacus 2805F1BB-B87E-4DBA-AE8F-F5F77CC0FB41.png

Палеоэкология

Сиджильмассазавр, как и спинозавр, охотился охотился на пластинножаберных акул, саркоптеригиевых рыб. Среди соседей было немного растительноядных животных, вроде реббахизавра, брахиозаврида и нескольких возможных птицетазовых, а также кархародонтозавр, саурониопс, ругопс, неописанный абелизаврид и дромеозаврид, инозавр, дельтадромей и крупные крокодиломорфы — арарипезух, егизух, лаганозух. В небе доминировали аждахриды и тапеяриды — аланка, колоборинх, сироккоптер, а также несколько неописанных аждархид, тапеярид афротапеяра и возможный птеранодонтид. Известны остатки пресноводных черепах галианемисов.[4]

Учитывая близкородственную связь, можно предположить, что сигильмассазавр был водным охотником с плоским хвостом. Однако вполне возможно, что спинозавр и сиджильмассазавр конкурировали за рыбу, так как размеры у них были схожими, как и рацион.

Галерея

Источники