ФЭНДОМ

Синантроп

Реконструкция

Сина́нтроп
(лат. Sinanthropus pekinensis — «пекинский

человек», в современной классификации — Homo  erectus pekinensis) — подвид рода люди, близкий к питекантропу, однако более поздний и развитый. Был обнаружен в Китае, отсюда и название. Жил около 600—400 тыс. лет назад, в период оледенения.

Объём его мозга достигал 950—1150 см³; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Рост — 1,55—1,6 м.

БытПравить

Кроме растительной пищи, употреблял мясо животных. Возможно, он добывал и умел поддерживать огонь; одевался, видимо, в шкуры. Были обнаружены: толстый, около 6—7 м, слой золы, трубчатые кости и черепа крупных животных, орудия из камней, костей, рогов. Учёные полагают, что синантропы были каннибалами и охотились на представителей своего вида.

История открытияПравить

Первый череп синантропа был обнаружен в гротах Чжоукоудяня близ Пекина в 1927 году китайским антропологом Пэй Вэнь-Чжуном (1904—1982). На протяжении многих лет, здесь работала международная команда ученых: Иоганн Гуннар Андерсон, Биргер Болин (Швеция), Дэвидсон Блэк (Канада), Пэй Вэнь-чжун (Китай), Отто Зданский (Австрия), Уолтер Грейнджер (США) и др. В качестве советника в раскопках участвовал французский геолог и теолог Пьер Тейяр де Шарден, который вместе с Анри Брейлем в 1931 году совершил открытия, свидетельствующие, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнём. В 1927 году Дэвидсону Блэку удалось убедить Фонд Рокфеллера выделить деньги на финансирование крупных раскопок в Чжоукоудяне.

В ходе раскопок под руководством китайских археологов Ян Чжунцзяня, Пэй Вэньчжуна и Цзя Ланьпо в 1930 году была обнаружена вторая черепная крышка, а в 1936 году — три черепные крышки. В основном были обнаружены черепа и их фрагменты; и отдельные посткраниальные обломки. Всего было объявлено о находке останков сорока особей и более 200 человеческих окаменелостей (в том числе шесть черепов или черепных крышек, 19 крупных и множество мелких фрагментов черепов, 15 челюстей, 157 зубов, три части плечевой кости, одна ключица, одна полулунная и одна берцовая кости). Раскопки были остановлены в 1937 году в связи с вторжением Японии в Китай. Обнаруженный материал исчез во время Второй мировой войны при пересылке в США.

После победы коммунистов в гражданской войне в Китае в 1949 году раскопки были на короткое время возобновлены. Новые раскопки проводились в 1951, 1958—1960 и 1978—1980 годах. В сезон 1959 года была найдена ещё одна челюсть, принадлежащая пожилой женщине. В июне 2009 года раскопки вновь возобновлены.

Ряд западных учёных скептически отнёсся к китайским находкам ископаемых гоминид. Однако Чжоукоудянь был всё же объявлен ЮНЕСКО одним из памятников Всемирного наследия. Исследование песка из грота, где были сделаны находки, позволило установить возраст синантропа из Чжоукоудяня — 770 тыс. лет (±80 тыс. лет).

В 1963 году в Ланьтяне была найдена челюсть, определённая исследователями как более древний вид синантропа — (лат. Homo erectus lantianensis).

Роль в антропогенезеПравить

В теории мультирегионального антропогенеза синантроп рассматривается как основной участник формирования монголоидной расы на этапе Человека прямоходящего. Однако многие антропологи склоняются в пользу точки зрения, что синантроп был тупиковой ветвью развития людей.

Это незавершенная статья
Она содержит неполную информацию
Вы можете помочь Вымершие животные вики, дополнив её.