ФЭНДОМ

Синозавроптерикс - первый динозавр с доказанным наличием перьев, обитал в Китае мелового периода 125-122 млн лет назад.

История находкиПравить

Sinosauropteryx Fossils 03

Sinosauropteryx (голотип NIGP 127586)

Синозавроптерикс был найден фермером Ли Джимин, в 1996 году, в провинции Ляонин, на северо-западе Китая. Ли Джимин принесла окаменелости, чтобы показать их директору музея в Пекине, Джи Цяню. Там же, совершенно случайно находился канадский палеонтолог Фил Карри, который исследовал коллекции музея в Пекине. Карри сразу признал значение ископаемых. Как цитирует Нью-Йорк Таймс: «Когда я увидел эту плиту алевролита, смешанную с вулканическим пеплом, в котором находилось существо, я был поражен». Китайские власти изначально запретили фотографии образца, тем не менее, Карри принес фотографию на встречу Общества палеонтологии позвоночных, в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, в результате чего толпы палеонтологов собрались, чтобы обсудить новое открытие.

В состоянии шока от сообщения, покинул презентацию палеонтолог Джон Остром, который в 1970-е годы был пионером теории, что птицы произошли от динозавров. Остром позже присоединился к международной команде исследователей, которые собрались в Пекине, чтобы исследовать окаменелости. В команду были включены эксперт по оперению Алан Бруш, эксперт по ископаемым птицам Ларри Мартин, и Питер Веллхофер, специалист по ранней «птице» Archaeopteryx.

Вид Sinosauropteryx prima - «китайский ящер с перьями», был описан в 1996 году, это был первый динозавр с найденными доказательствами присутствия перьев. Он был покрыт слоем очень простых нитевидных перьев, структуры которые указывают на окрашивание также сохранились в некоторых из перьев, что делает синозавроптерикса первым не птичьим динозавром, где были обнаружены перья и была определена расцветка, которая включает в себя красноватый оттенок и более светлый хвост.

Sinosauropteryx fossils 05

Образец GMV 2124

Sinosauropteryx skeleton
К 2007 году было описано три экземпляра синозавроптерикса: голотип NIGP 127586 (Ji & Ji, 1996), образец NIGP 127587 (Chen et al., 1998) и D 2141 (Chang et al., 2003). Четвертый, более крупный экземпляр GMV 2124 (Ji & Ji, 1997), из Геологического музея Китая, был описан как на треть больший чем вид S. prima. В 2002 году Ник Лонгрич указал, что этот экземпляр отличается по нескольким анатомическим аспектам от других, включая его относительно большой размер, пропорционально более длинные голени и более короткий хвост. Исследования 2007 года подтвердили эти выводы, отмечая различия в длине хвоста и пропорциях задней конечности, исследователи рассматривают этот экземпляр как возможный новый вид или даже род. Образец NIGP 127587 был найден с остатками ящерицы в желудке. В области желудка экземпляра GMV 2124 были обнаружены три челюсти от мелких млекопитающих. В этом же году был описан ещё один экземпляр IVPP V12415 (Lingham-Soliar, 2007), найденный в районе Даванчжанцзы у города Линьюань, провинция Ляонин (формация Ицзянь, ранний мел).[2]

ОписаниеПравить

Sinosauropteryx fossils 02

Sinosauropteryx (образец IVPP V12415)

Синозавроптерикс был небольшим тероподом с необычно длинным хвостом и короткими передними конечностями. Известные образцы достигают от 68 см до 1,07 м (3,5 футов) в длину, с расчетным весом 0,55 кг (1,2 фунта).[3] Это был близкий родственник компсогната, оба рода принадлежат к семейству Compsognathidae.

В 2010 году, учёным удалось выявить окаменелые меланосомы - клеточные органеллы, в которых находятся молекулы меланина. На основе полученных исследований палеонтологи пришли к выводу, что синозавроптерикс имел довольно яркое оперение, хвост животного был окрашен оранжево-белыми полосами, верхняя часть туловища имела рыжий цвет, живот был светлым, а ноги тёмными.

В 2017 году Фианн Смитвик и Роберт Николлс провели сравнительный анализ, основываясь на трёх основных образцах: голотипе NIGP 127586 и NIGP 127587 из Института геологии и палеонтологии Нанджинга и образце IVPP V12415, из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных, демонстрирующим исключительную сохранность хвостового оперения, но мало сохранившегося оперения над телом или черепом, по сравнению с другими двумя экземплярами.[4] Все описанные образцы Sinosauropteryx сохраняют покровные структуры, которые большинство палеонтологов интерпретируют как очень примитивный тип перьев. Эти короткие, нисходящие нити сохраняются вдоль задней части черепа, рук, шеи, спины, верхней и нижней части хвоста.

Sinosauropteryx prima (A) NIGP 127586 holotype (D) NIGP 127587

Образцы Sinosauropteryx prima:(A) NIGP 127586 и (D) NIGP 127587

Нити проявляют случайную ориентацию и часто волнистые, что интерпретируется как свидетельство того, что они были мягкими и гибкими в жизни. Микроскопическое исследование показывает, что отдельные нити кажутся темными вдоль краев и светятся внутри, что свидетельствует о том, что они были полыми, как и современные перья. По сравнению с современными млекопитающими нити были довольно грубыми, причем каждая отдельная нить намного больше и толще, чем соответствующие волоски млекопитающих одинакового размера.

Длина волокон различается по всему телу. На типовом образце, прямо перед глазами, они длиной 13 мм (0,51 дюйма). Двигаясь дальше по телу, волокна быстро увеличивают длину и достигают длины 35 мм (1,4 дюйма) над лопатками. Длина остается однородной позади спины, вплоть до бедер, когда нити снова удлиняются и достигают максимальной длины по середине хвоста в 40 мм (1,6 дюйма). К 25-му хвостовому позвонку нити на нижней стороне хвоста достигают длины всего 35 мм (1,4 дюйма). Самые длинные волокна, присутствующие на предплечье, измеряются в 14 мм (0,55 дюйма). В целом, нити наиболее близко напоминают пуховые перья некоторых современных птиц, с толстым центральным пером и длинными тонкими зазубринами. Те же структуры наблюдаются и у других ископаемых из Исианской свиты, в том числе у конфуциусорниса.

Несмотря на то, что синозавроптерикс имел перьеподобные структуры, он не был тесно связан с предыдущей «первоптицей» археоптериксом. Это указывает на то, что перья, вероятно, были характерны для многих тероподовых динозавров, а не только для летающих форм, от одной из которых, произошли современные птицы.

Bird and feather evolution, Mark A. Norell and Xing Xu 2005

Эволюция оперения (Марк Норелл и Сюй Син, 2005 год)

В культуреПравить

Появляется в фильме "Знакомьтесь динозавры", как первый из обнаруженных динозавров с оперением

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://rspb.royalsocietypublishing.org/content/274/1620/1823.full
  3. http://www.wikiwand.com/en/Sinosauropteryx
  4. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0960982217311971

ГалереяПравить